|
|||
|
ОТ КФТ ДО "СОБОЛЯ"
Развитие реактивной авиации и ракетной техники привело к необходимости разработки средств для регистрации траекторий полетов в процессе испытаний самолетов и ракет. Создание этих средств было поручено Красногорскому механическому заводу и связано с именем главного конструктора Федора Евгеньевича Соболева . В 1950-1952 годах под его руководством был разработан и передан в серийное производство первый отечественный кинофототеодолит КФТ-10/20 , имевший частоту съемки 10 или 20 кадров в секунду. С 1954 по 1956 год коллективом Ф.Е.Соболева был создан новый кинотеодолит КТ-50 - уникальный по тем временам оптико- механический прибор с наведением на летящий объект от РЛС или прибора программного наведения. В середине 1950-х годов на Красногорском заводе сформировалась группа высококвалифицированных специалистов, и приказом директора завода 25 июня 1956 года было организовано КБ-4 по созданию кинотеодолитов, фотограмметрических приборов и киноаппаратуры для регистрации полетов самолетов, ракет и авиабомб. Возглавил КБ-4 главный конструктор завода Ф.Е.Соболев . Первыми самостоятельными работами конструкторского бюро были скоростная фоторегистрирующая установка ШСК и фоторегистрирующие установки ФУР и ФРК . В 1958-1960 годах был создан новый кинотеодолит КТС , воплотивший все лучшие технические решения предыдущих моделей. Кинотедолитами КФТ, КТ-50 и КТС были оснащены полигоны и испытательные трассы страны, с их помощью определялись траектории баллистических ракет и противоракет, контролировался запуск первых спутников и космических кораблей, проводились испытания новейшей авиационной и артиллерийской техники. В общей сложности до 1970 года Красногорским заводом было изготовлено около трехсот кинотеодолитов, после чего их выпуск был передан на БелОМО . Для фотографирования первых искусственных спутников Земли применялись отечественная камера АФУ-75 , камера "СБ" фирмы "Цейс" и американская "Бейкер-Нанн" . Их характеристики были далеко не на высоте, и в 1960 году Астросовет АН СССР выдал КБ-4 техническое задание на разработку Высокоточной астрономической установки (ВАУ) . ВАУ предназначалась для фотографирования спутников и ракет по их естественному блеску с целью определения текущих угловых координат их траектории способом привязки к опорным звездам. Установка должна была обеспечить более высокую точность определения координат спутников, особенно слабых, благодаря бездистросионному широкоугольному объективу с большим диаметром рабочего отверстия. В основу создания ВАУ были положены работы члена-корреспондента АН СССР Д.Д.Максутова по расчетам крупногабаритного, светосильного, бездисторсионного, с большим полем зрения зеркально-линзового объектива, а также работы Ф.Е.Соболева и членов Астросовета Г.Г.Лейкина , А.М.Лозинского и О.Б.Дружковской . В кооперацию вошли ЦНИИАГ , ЛОМО , КБСМ , Астро-Совет . В результате был создан уникальный астрономический прибор, позволявший автоматизировать выставление объективо-камерной части в заданную точку траектории, автоматически управлять режимами работы затвора и экспозицией, привязкой регистрируемой информации к системе единого времени. В 1965 году первая ВАУ была изготовлена и сдана заказчику. Всего до 1971 года было изготовлено и смонтировано в обсерваториях и астрономических пунктах шесть установок, которые вели наблюдение за искусственными спутниками Земли. В 1968 году КБ-4 была поручена разработка первого в СССР мобильного инфракрасного теодолита-радиометра , предназначенного для определения координат межконтинентальных баллистических ракет на активном и пассивном участках полета по их инфракрасному излучению. По фамилии главного конструктора теодолиту было дано название "Соболь" . Коллективу предстояло впервые в отечественной практике создать оптикоэлектронный комплекс, работающий в автоматическом режиме и определяющий координаты летящего объекта в реальном масштабе времени. К работе были привлечены специалисты ГОИ , 4-го НИИ и полигонов Министерства обороны. В 1968-1969 годах были разработаны аванпроект и основные материалы технического проекта ИКТ "Соболь". В течение последующих лет была создана конструкторская документация и собраны три комплекта ИКТ "Соболь" , каждый из которых состоял из трех машин. В 1972 году на полигонах Капустин Яр , Ахтубинск и Балхаш были успешно проведены государственные испытания. Ссылки:
|