|
|||
|
МОРСКОЙ КОМПЛЕКС "КОРАЛЛ"
В 1977 году было принято постановление ЦК и Совмина о создании многоцелевого информационно-разведывательного комплекса морского базирования "Коралл" для регистрации стартов МБР США , на базе большого разведывательного корабля проекта 1941 . При строительстве корабль получил название "Урал" ССВ-33 . Его проектантом стало Ленинградское ЦКБ "Айсберг" Минсудпрома , строителем - Балтийский завод имени С.Орджоникидзе . Головным разработчиком системы "Коралл" было назначено ЦНПО "Вымпел" Минрадиопрома. К созданию системы было привлечено более 200 НИИ, КБ, заводов-изготовителей и монтажно-настроечных организаций. Головной организацией по проведению монтажно-настроечных работ на комплексах и системе в целом, проведению заводских испытаний, обеспечению государственных испытаний и по сдаче системы Военно-морскому флоту было назначено ГПТП "Гранит" . Рассказывает заместитель главного конструктора системы "Коралл" "Начало историй системы "Коралл" восходит к 26 мая 1972 года, когда СССР и США подписали "Договор об ограничении систем ПРО" и "Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения и сокращения стратегических наступательных вооружений". Согласно первому из них, стороны обязались не создавать, не испытывать и не развертывать систем ПРО морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования. Согласно второму, ограничивались количество и типы стратегических ракет. Оба договора требовали жесткого контроля, в том числе, национальными техническими средствами. США испытывали свое стратегическое вооружение и элементы ПРО на Западном полигоне и Восточном полигоне , а также на атолле Кваджалейн . В тот период мы контролировали их испытания малыми кораблями, оснащенными оптикой и не слишком мощными средствами радио- и радиотехнического наблюдения. Наши средства не шли ни в какое сравнение с американским техническим арсеналом наземного и морского базирования. Никакая система инспекций не может гарантировать полного контроля за соблюдением достигнутых договоренностей, так как военные разработки и испытания всегда велись и будут вестись в условиях секретности. Национальный контроль - наиболее эффективный инструмент объективного наблюдения за выполнением договоров. Наше отставание в создании средств контроля, а также удаленность полигонов США от территории СССР, привели к выводу о необходимости создания хорошо развитых современных многофункциональных измерительных систем морского базирования. Все это, на мой взгляд, было осознано высшим руководством страны В 1973 году. Весной 1974 года в Минрадиопроме и Минпромсвязи, при участии офицеров управлений Генерального штаба и ВМФ, прошли первые совещания по вопросам создания измерительной системы морского базирования. В марте 1974 года, перед назначением на должность министра, П.С.Плешаков был представлен Л.И.Брежневу , и, среди других напутствий, услышал следующие слова Генерального секретаря: - Имейте в виду, вы отвечаете за корабль! В июле 1974 года, по поручению ВПК, в ЦНПО "Вымпел" была разработана инженерная записка с предложениями об оснащении корабля необходимым составом оборудования, и уже в сентябре вышло решение ВПК о разработке технического предложения по созданию многофункциональной измерительной системы "Коралл" на корабле "Титан". В ЦНПО "Вымпел" была создана лаборатория, которая начала завязывать кооперацию, формировать и выдавать необходимые исходные данные, контролировать выполнение этапов, заданных решением ВПК. Я был назначен начальником лаборатории, А.Г.Захаров - моим заместителем. Создание кооперации было возложено на заместителя начальника отдела ВПК В.С.Дубровского . Я не встречал человека, более компетентного в организации работ такого масштаба. Защита работы состоялась в мае 1975 года перед представительной межведомственной комиссией, возглавляемой заместителем министра обороны СССР генерал-полковником Н.Н.Алексеевым . Главным конструктором корабля был назначен А.Н.Василевский (ЦКБ "Айсберг"). К сожалению, в 1978 году Александр Николаевич ушел из жизни. Его сменил опытный, деятельный инженер В.К.Тарасов . В декабре 1975 года разработку системы "Коралл" возглавил Михаил Алексеевич Архаров . За его плечами был огромный опыт послевоенного радиолокационного строительства. Начав трудовой путь инженера у академика А.И.Берга , он стал затем одним из создателей РЛС "Дунай" , участником строительства ряда объектов Балхашского полигона , позднее - заместителем главного инженера ЦНПО "Вымпел" . Это был образованнейший инженер с замечательной интуицией и острым ощущением реальности, человек высокой культуры и обаяния. Его главной чертой было умение работать с людьми. Именно такой человек, как М.А.Архаров, и мог возглавить, и объединить сложнейшую кооперацию разработчиков и военных специалистов. Задачи системы "Коралл" вытекали из требований статей договоров по ПРО и СНВ, и заключались в обеспечении контроля и анализа параметров разрабатываемого и испытываемого стратегического вооружения. К таким параметрам относятся тип МБР и БРПЛ, координаты старта баллистической ракеты, дальность стрельбы, стартовый и забрасываемый вес, количество боеголовок, тип ракеты-носителя, тип космического объекта, время старта, координаты старта противоракеты, факт перехвата боеголовки противоракетой, типы РЛС, участвующих в работах по сложной баллистической цели и их координаты, координатьг падения боеголовок, наличие маневра боеголовок. Для решения поставленных задач корабельная система должна была объединить информационные средства различных назначений и диапазонов (радиолокационных, оптикоэлектронных, телеметрических, средств радионаблюдения, радиотехнических и других) в единую автоматизированную систему. Такое построение позволило бы вести обработку получаемой информации в реальном и нереальном масштабе времени путем ее сопоставления, что обеспечило бы требуемую информативность и достоверность результатов. В состав системы "Коралл" вошли три группы средств: измерения и наблюдения, управления и обработки информации, обеспечения работоспособности. В первую группу средств вошли: - многоканальный корабельный радиолокатор сантиметрового диапазона "Атолл" с характеристиками, обеспечивающими получение информации на внеатмосферном и атмосферном участках полета целей (главный конструктор В.В.Груздев ); - оптикоэлектронный комплекс "Лебедь" , обеспечивающий получение информации в видимом и инфракрасном диапазонах длин волн (главный конструктор В.И.Дьяков ); - комплекс телеметрических средств "Стрелец" , обеспечивающий дальнее обнаружение и сопровождение целей по излучениям их бортовых передатчиков и выработку предварительного целеуказания для МКР "Атолл" и ОЭК "Лебедь" (главный конструктор А.Л.Косогор ); - комплекс средств радиотехнического наблюдения "Рак" , обеспечивающий измерение параметров работающих РЛС и вскрытие режимов их работы (главный конструктор Г.Н.Орлов ); - комплекс средств радионаблюдения "Телец" , обеспечивающий получение информации в различных каналах связи органов управления, включая спутниковые каналы связи (главный конструктор А.Н.Новиков ). Во вторую группу средств вошел центральный командно-вычислительный пункт системы. Совместно с командно- вычислительными пунктами комплексов он предназначался для обеспечения централизованного управления измерительными средствами, сбора, обработки, регистрации и отображения информации. В третью группу средств вошли: - комплекс "Альфа-1941" , предназначенный для выработки сигналов об углах качки корабля и составляющих линейной скорости; - комплекс "Радиан-3" , предназначенный для автоматического измерения деформаций корпуса корабля в местах размещения антенных и наружных устройств системы "Коралл"; - корабельная ремонтная база. Все это оборудование предстояло разместить не на наземном полигоне, а, всего лишь, на большом корабле. Исходя из этих требований, а также требований дальности и автономности плавания, корабль должен был иметь следующие характеристики: водоизмещение - 34000 тонн, длина - 265 метров, ширина - 30 метров, максимальная скорость - 21,5 узла, автономность - 180 суток, экипаж - 800 человек. Такие характеристики корабля могла обеспечить только атомная энергетическая установка".
Рассказывает ветеран НИИРП В.М.Жарковский . "В 1980 году Гомельский радиозавод, в кооперации с предприятиями Горького, Ленинграда, Владимира приступил к изготовлению антенно- волноводной системы. Наши специалисты постоянно контролировали процесс, и к апрелю 1986 года работа была завершена. Примерно за двадцать дней до Чернобыльской катастрофы началась подготовка к отправке аппаратуры на Балтийский судостроительный завод в Ленинград для ее монтажа на корабле, и мы - сотрудники НИИРПа, долгое время неотлучно находившиеся на заводе, наконец, выехали из Гомеля. Жесткие сроки были выдержаны. Транспортировка и монтаж крупногабаритной РЛС потребовали специальных условий и технических средств. Из Гомеля в Ленинград "Атолл" перевезли водным транспортом. На корабль собранная антенна была установлена уникальным плавучим краном "Демаг", предназначенным для монтажа сверхтяжелой, весом около 100 тонн, техники". Продолжает В.И.Доброхотов . "6 апреля 1979 года вышло постановление ЦК и Совмина о создании головного корабля "Титан" с системой "Коралл" , в соответствии с которым Балтийскому заводу ( В.Н.Шершнев ) поручалось строительство корабля, Ленинградскому производственно-техническому предприятию ( А.И.Поддубный ) - монтаж и настройка аппаратуры на корабле. В мае 1984 года корабль "Титан" был спущен на воду, и началась его достройка на плаву. Еще в процессе эскизного проектирования М.А.Архаров сумел создать большой коллектив высококвалифицированных разработчиков. Заместителями главного конструктора по направлениям стали: А.М.Овсянников (первый заместитель), А.Г.Захаров , Н.Н.Родионов , А.А.Стогов , А.С.Зеленин , В.И.Закамский и я. К корабельной тематике были привлечены коллективы НИИ радиоприборостроения , разработавшие алгоритмы траекторной обработки для всех динамических объектов наблюдения. Создание функционального программного обеспечения системы "Коралл" и радиолокатора "Атолл" было поручено Гомельскому КБ системного программирования . В 1985 году корабль был достроен, годом позже завершились монтажно-настроечные работы, которые велись параллельно, и в мае 1987 года он вышел на Кронштадтский рейд для заводских испытаний. К этому моменту был сформирован экипаж, а кораблю присвоено новое название "Урал" . Рассказывает В.М. Жарковский . "Корабль был великолепен, особенно на ходу. Эта громадина неслась по Балтийскому морю со скоростью 20 узлов. Интерес к "Уралу" был колоссальный. Когда он шел по Неве, на берегу собралось несметное количество народа. В нейтральных водах его облетали и, скорее всего, фотографировали немецкие и шведские самолеты. Два шведских "Виггена" шныряли так низко, что, казалось, они вот-вот заденут палубные надстройки. При этом некоторые летчики, часто пересекая курс корабля, откровенно нарушали международные правила. Обладая высоким потенциалом, радиолокационный комплекс "Атолл" мог обнаруживать цели на дальностях до 2000 километров, и вести их сопровождение с высокой угловой точностью. Антенный луч можно было направлять в заданный сектор и далее осуществлять электронное сканирование пространства, независимо от положения корабля в море. Данные о координатах корабля учитывались программой радиолокатора. В декабре 1987 года заводские испытания завершились. Через год были закончены государственные испытания и члены комиссии подписали акт. После подготовки "Урал" с небольшой группой инженеров-разработчиков отправился, как мы говорили, "в кругосветку" - к месту приписки во Владивосток". Продолжает В.И.Доброхотов . "Во время похода во Владивосток, с 1 августа по 22 сентября 1989 года, система "Коралл" подтвердила требования по высокоточному измерению координатных и сигнальных характеристик широкого класса объектов (баллистические ракеты, космические объекты, ракеты-носители, в том числе, многоразовый корабль "Шаттл"), запуски которых проводились в этот период. Работами руководили заместитель командира корабля Ю.Н.Антипов и первый заместитель главного конструктора А.М.Овсянников , возглавлявший экспедицию промышленности. В 1990 году должен был состояться первый поход к атоллу Кваджалейн ". Рассказывает В.М. Жарковский . "Далее, в связи с известными событиями, происшедшими в стране, корабль был поставлен "на прикол", и, не выполняя боевых заданий, начал стареть. Никто не догадался использовать его мощную атомную энергетическую установку, хотя бы для обеспечения электроэнергией бедствующего и замерзающего зимой района. Все ждали какого-то решения сверху... В создание этого уникального, единственного в стране комплекса мы вложили лучшие знания и, главное, свою душу. Корабельный комплекс "Коралл" стал своеобразным памятником талантливому создателю - контр-адмиралу Михаилу Алексеевичу Архарову , так и не увидевшему своего детища в деле". Ссылки:
|