|
|||
|
Самолет "Илья Муромец" (С-22), 1913 г
"Русский витязь" восстанавливать не стали, поскольку уже почти готов был новый, гораздо более совершенный и тоже четырехмоторный самолет "Илья Муромец" (С-22), ставший первым в мире пассажирским самолетом. Двигатели, в том числе отечественного производства Русско-Балтийского завода, располагались на нижнем крыле. Самолет имел невероятно комфортные для своего времени условия - отделенный от кабины салон, спальные комнаты и даже ванная комната с туалетом. Было предусмотрено отопление и электрическое освещение. "Илью Муромца" построили в 1913 году и сразу установили на нем мировые рекорды грузоподъемности и перевозки пассажиров - в начале зимы 1914 года Сикорский, который, как обычно, сам пилотировал самолет, перевез 16 человек. Первый "Илья Муромец" сменил несколько меньший по размеру, зато с более мощными двигателями "Илья Муромец"-Б Киевский, на котором был установлен рекорд высоты полета и на котором летом 1914 года был совершен ставший знаменитым перелет Санкт- Петербург - Киев с двумя посадками. Иногда, правда, пишут про всего одну посадку, произошедшую по техническим причинам, но была и другая, связанная с погодными условиями. Вот любопытная подробность: пролетая над Витебском, экипаж сбросил жестяную банку из-под печенья с вложенными в нее телеграммами в Киев и Петербург о ходе полета и даже деньги для оплаты этих телеграмм. К банке привязали красный флажок, банку нашли (интересно, не Шагал ли? Он как раз в то лето вернулся в Витебск из Парижа, и вполне мог перехватить банку еще в небе, летая там со своими персонажами). Телеграммы дошли до адресатов, причем в Киев позже, чем Сикорский сам туда прилетел. Вот как пишет об этом перелете иллюстрированный журнал "Искры" *25 от 1914 года: "17 июня, в 11 часов утра, в Киев прилетел на своем знаменитом "Илье Муромце" И.И.Сикорский. Кроме механика В.Панасюка , с ним летели два будущих первых командира аэропланов типа "Илья Муромец" - летчик петербургской авиационной роты капитан X.Ф. Прусис и морской летчик лейтенант Г.И. Лавров . Благодаря белой ночи полет начался при прекрасных условиях, но вскоре поднялся сильный встречный ветер, вследствие чего вместо нормальной скорости - 100 верст в час - "Илья Муромец" ограничился скоростью в 70 верст. Первую остановку он сделал в Орше, а вторую, вследствие порчи бензинопровода, - на станции "Копысь". Вообще условия перелета были неблагоприятны. "Илья Муромец" реял все время в грозовых тучах. Два часа пришлось лететь под проливным дождем и при встречном ветре. "Илья Муромец" поднимался на высоту 1300 метров, чтобы очутиться выше облаков. Летели под ярким солнцем, совершенно не видя земли. Удача перелета лишний раз доказала выносливость "Ильи Муромца". Не видя земли, летчики ориентировались по компасу. Близ Киева летчики сделали "вылазку", пробившись сквозь густые тучи к земле. Оказалось, что Киев был уже позади них. Пришлось повернуть обратно к аэродрому. Расстояние 1020 верст покрыто в 13 часов 10 минут. Сикорский с товарищами оставался в Киеве до 26 июня, причем сделал несколько полетов над Киевом. Во время одного из полетов в числе пассажиров были сестра Сикорского, его дядя, вице-председатель киевского общества воздухоплавания Марков и другие. Полет, совершенный на высоте 1400 метров, наблюдался буквально всем городом, высыпавшим на балконы и крыши". Отметим, что, кроме установления Сикорским на "Илье Муромце" мирового рекорда по дальности полета, в эти дни произошло еще одно событие, оказавшее огромное влияние не только на развитие авиации, но и на всю мировую историю, и прежде всего - приведшее в конце концов к катастрофе России в XX веке. За день до вылета "Ильи Муромца" из столицы Российской империи в боснийском городе Сараево был убит эрцгерцог Франц-Фердинанд , наследник Австро-Венгерской империи. А также, о чем обычно забывают, его жена, миловидная София. Вскоре Австро-Венгрия объявила войну Сербии, поскольку убийца придерживался пансербских убеждений и как-то был связан с сербскими националистическими и правительственными кругами. Россия - то есть, конечно, не российский народ, а бездарная правящая верхушка плюс свихнувшая часть интеллигенции - традиционно поддерживала православную Сербию. Император заявил, что не допустит оккупации "славянской сестры", и вскоре Россия, в сущности не имеющая никакого отношения к балканским дрязгам из-за пары грязных деревень, оказалась бессмысленно втянутой в войну с Австро-Венгрией, Германией и Турцией. Что было дальше - известно, разве что добавим, что в конце того же XX века, как говорится, с амбициями, но без амуниции, Сербия опять втянула Россию в совершенно ей не нужный очередной балканский конфликт, заведомо проигранный Сербией и унизивший Россию. Впрочем, вернемся к "Илье Муромцу". Всего таких самолетов было выпущено семь. А потом началась Первая мировая война , и из "Муромцев" была сформирована эскадра, техническое состояние которой обеспечивалось силами родного Русско- Балтийского завода. В конце 1914 года император подписал постановление о создании этой эскадры бомбардировщиков - считается, что это было первое в мире соединение таких самолетов, командиром которого стал генерал Михаил Шидловский , председатель Совета акционеров "Руссо-Балта" . Ссылки:
|