|
|||
|
Вертолеты во Вьетнамской войне
Участие винтокрылых машин с индексом S во Вьетнамской войне обычно не афишируется нашими биографами Сикорского, поскольку в России эта война считается "справедливой борьбой вьетнамского народа против американских оккупантов". Она была выиграна северными вьетнамцами, которым помогал Советский Союз, но в ней были победители и с американской стороны - вертолеты Сикорского . Эта война была уже четвертой, в которой машины Сикорского показали себя с лучшей стороны. В годы Первой мировой войны это были первые в мире тяжелые самолеты "Илья Муромец", во Второй мировой войне активно использовались вертолеты, в Корейскую войну на винтокрылые машины Сикорского просто молились раненые американские солдаты и сбитые над территорией противника летчики, а армейское командование истерично требовало от правительства присылать как можно больше вертолетов. А о роли его вертолетов во Вьетнаме - читайте дальше. Если более точно, то "вертолеты также и Сикорского", потому что в основном во Вьетнаме американская армия использовала все-таки вертолеты не фирмы "Сикорски эркрафт", а компании "Белл хеликоптер текстрон" , выпустившей весьма удачный вертолет "Белл-47" . Именно эти вертолеты участвовали в знаменитой вертолетной атаке под "Полет валькирий" Рихарда Вагнера в фильме Фрэнка Копполы "Апокалипсис сегодня" , хотя эту роль ошибочно приписывают вертолетам Сикорского. Однако вертолеты Сикорского также немало и весьма удачно использовались в этой войне. Например, с 1962 года на вооружение Корпуса морской пехоты стали поступать десантно-штурмовые S-58 под наименованием UH-34D "Си хорс" ("Морская лошадь") , которые были выбраны командованием вместо показавших себя не с лучшей стороны вертолетов Пясецкого Н-21 . Эскадрон морских пехотинцев *362 на UH-34D стал первым американским подразделением, введенным во Вьетнам. За первые четыре месяца боев эскадрон совершил более 15 тысяч боевых вылетов, десантировал 25 тысяч солдат и перевез 60 тысяч пассажиров. Без UH-34D не обходилась ни одна боевая операция. Они использовались для высадки тактических десантов и разведывательно-диверсионных групп, разведки, связи и наблюдения, снабжения отдаленных и окруженных гарнизонов, эвакуации больных и раненых, поиска и спасения экипажей сбитых самолетов и вертолетов, эвакуации военнослужащих и гражданских лиц и поврежденной техники, обучения экипажей. "Морские лошади" применялись в разведывательно-наблюдательных эскадронах, тридцать UH-34D были переданы из Корпуса морской пехоты в специальные части ЦРУ и в военную разведку, и не менее семидесяти "лошадок" морская пехота США передала в эскадроны ВВС Южного Вьетнама. S-58 зарекомендовали себя значительно более надежными и малоуязвимыми машинами, чем все другие винтокрылые аппараты, применявшиеся в начальной стадии войны во Вьетнаме. Об их живучести ходили легенды, чему вертолеты Сикорского были обязаны сообразительности армейских инженеров, которые быстро убедились в необходимости дополнительного вооружения и бронирования S-58. Крупнокалиберные пулеметы и пулеметы обычного калибра начали устанавливать на турелях в дверных и оконных проемах, а также неподвижно на консолях по бокам фюзеляжа. Потом начали использовать и неуправляемые реактивные снаряды - подобные тем, которыми обстреливалась вьетнамская партизанская деревня в "Апокалипсисе сегодня". Не очень понятно, почему американское командование все же предпочитало заказывать и использовать во Вьетнаме вертолеты "Белла", хотя можно предположить, что дело в лучшей маркетинговой политике этой компании и лучшей рекламе. Косвенным образом на это повлиял и уход Сикорского в 1957 году на пенсию - надо подчеркнуть, что он никогда не владел полновластно фирмой "Сикорский эркрафт", а был в большей степени ее генеральным конструктором, то есть обычным служащим, пусть даже и высочайшего ранга. Разумеется, он отошел лишь от активной конструкторской работы, от неизбежной административной рутины и остался советником руководства. Как и ранее, без него не принималось ни одного важного решения - да и как могло быть иначе? Ведь при нем фирма заняла первое место по производству вертолетов в мире, делая их больше, чем весь Советский Союз. А одна из разработок Сикорского, которую он задумал довольно давно, - вертолет- кран - вообще была реализована, уже когда Игорь Иванович вышел на пенсию и конструировал в домашнем кабинете. Ссылки:
|