Абстракционизм вызвал мощную отрицательную реакцию на государственном
уровне, долгие годы приучавшую рассматривать абстракционизм как: «Крайне
формалистическое направление, чуждое правдивости, идейности и народности»,
а произведения созданные абстракционистами, как: «Бессмысленное сочетание
отвлеченных геометрических форм, хаотических пятен и линий».
1 декабря 1962 года, Никита Хрущёв
посетил выставку художников-авангардистов студии "Новая реальность" в
московском Манеже, приуроченную к 30-летию московского отделения Союза
художников СССР. Абстракционизм как художественное направление Хрущёву не
понравился, и в СССР началась агитационная кампания против него.
Прежде чем спросить, "Где здесь главный?", Хрущев три раза обежал довольно
большой зал, где были представлены художники группы. Его движения были
очень резки. Он то стремительно двигался от одной картины к другой, то
возвращался назад, и все окружавшие его люди тут же услужливо пятились,
наступая друг другу на ноги. Никиту Хрущёва сопровождали Михаил Суслов,
Александр Шелепин и Сергей Павлов. Обойдя зал, Хрущев задал вопросы
художникам. В частности, он спросил художников кем были их отцы, выясняя
классовое происхождение. Михаил Суслов обратил внимание Хрущёва на
некоторые детали картин, после чего Хрущёв начинал возмущаться, употребляя,
среди прочих, такие слова как "дерьмо", "говно", "мазня".
Что это? Почему нет одного глаза? Это же морфинистка какая-то!
"Что это за лица? Вы что, рисовать не умеете? Мой внук и то лучше нарисует!
… Что это такое? Вы что — мужики или педерасты проклятые, как вы можете так
писать? Есть у вас совесть?"
"Очень общо и непонятно. Вот что, Белютин, я вам говорю как Председатель
Совета Министров: все это не нужно советскому народу. Понимаете, это я вам
говорю! … Запретить! Все запретить! Прекратить это безобразие! Я
приказываю! Я говорю! И проследить за всем! И на радио, и на телевидении, и
в печати всех поклонников этого выкорчевать!"
В результате событий на выставке на следующий день в газете "Правда" был
опубликован разгромный доклад, который послужил началом кампании против
формализма и абстракционизма в СССР.