Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Шкловский о "литературе факта"

Виктор Шкловский работал в Льнотресте . От Льнотреста он летал по России в маленьком самолёте и однажды в Воронежской области познакомился с Андреем Платоновым . Если знать, что это была за работа, то понятнее строки, написанные Шкловским в заметке о Горьком, вернее о горьковском "Деле Артамоновых": "Фома Гордеев, герои в "Трое", уже раз перемеченные в "В людях", анекдоты о купцах, съевших учёную свинью, - всё это рассказывается в порядке последовательности. Может быть, это хорошая этнография. Вероятней, это всё сведения неточные. Трудно это проверить, не зная быта. Некоторые технические сведения просто неверны. "Пётр принимал товар, озабоченно следя, как бы эти бородатые, угрюмые мужики не подсунули "потного", смоченного для веса водою, не продали бы простой лён по цене "долгунца"". Это написано неверно. "Простого" льна нет, есть лён-"кудряш" и лён-"долгунец". Кудряш на волокно не идёт, на Оке почти не сеется и поэтому не подсовывается, так как его отличили бы и кошки. Представление о том, что "долгунец" это лён подлиннее, - неверно". Это он пишет в 1924 году. А в заметке "О писателе и производстве" Шкловский добавляет: "Я знал одного кузнеца; он принёс мне стихи; в этих стихах он дробил молотком чугун рельсов. Я ему на это сделал следующие замечания: во- первых, рельсы не куют, а прокатывают; во-вторых, рельсы не чугунные, а стальные; в-третьих, при ковке не дробят, а куют; и, в-четвёртых, он сам кузнец и должен сам знать лучше меня. На это он мне ответил: ?Великолепно, да ведь это стихи!". Надо сказать, что упоминание технологических подробностей разных человеческих дел - рисковый путь писателя. Современный Интернет с его безответственностью и непроверенностью слов показал тяжёлую жизнь всезнаек. Стремительно падающие домкраты и стрелки осциллографов наполняют Сеть. Но в 1920-е годы всякий писатель был немного журналист - это диктовалось финансовыми обстоятельствами. Работали в журналах и газетах, и вот сразу же стало видно, что литература факта - тоже литература. Потом оказалось, что факты не всегда приятны, а вот приметы, мелкие детали времени, быт и производство остаются не менее интересны читателю, нежели переживания израненной души. Шкловский, кстати, дальше писал в заметке: "Для того, чтобы быть поэтом, нужно в стихи втащить свою профессию, потому что произведение искусства начинается со своеобразного отношения к вещам, не старолитературного отношения к вещам. Создавая литературное произведение, нужно стараться не избежать давления своего времени, а использовать его так, как корабль пользуется парусами. Пока современный писатель будет стараться как можно скорее попасть в писательскую среду, пока он будет уходить от своего производства, до тех пор мы будем заниматься каракулевым овцеводством; а это овцеводство состоит в том, что овцу бьют - она делает выкидыш, и с мёртвого ягнёнка сдирают шкуру".

Ссылки:

  • ШКЛОВСКИЙ: ИПРИТ И ЛИТЕРАТУРА ФАКТА
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»