|
|||
|
ПИР СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ С ГЕРБЕРТОМ УЭЛЛСОМ, 1920 г
В ответ наш гость, с английской сигарой в руке и улыбкой на губах, выразил удовольствие, полученное им - иностранным путешественником - от возможности лично понаблюдать "курьёзный исторический опыт, который развёртывается в стране, вспаханной и воспламенённой социальной революцией". Юрий Анненков Спустя много лет художник Анненков вспоминал: "Осенью этого легендарного года приехал в Петербург знатный иностранец: английский писатель Герберт Уэллс ". Как замечает Корней Чуковский в своём дневнике 3 октября 1920 года, "приехал Wells и началась неделя о Уэллсе". Его сын Николай Чуковский так вспоминает известный обед в Доме искусств : "Был я и на официальном приёме, устроенном Горьким Уэллсу в Доме Искусств от имени художественной интеллигенции Петрограда. Разумеется, мой отец захватил меня туда с собой только для того, чтобы накормить. Заранее было известно, что Петросовет выделил для этого торжества редчайшие продукты, в том числе целый ящик шоколада. Я не видел шоколада уже более трёх лет, с весны шестнадцатого года, и мечтал о нём гораздо больше, чем о свидании с Уэллсом. И действительно, был шоколад, - город, начавший мировую революцию, с безграничной щедростью чествовал знаменитого английского мечтателя. Из нафталина были извлечены давным-давно не надёванные, старомодные фраки, визитки, пиджаки, пожелтевшие крахмальные манишки, стол был накрыт в большой елисеевской столовой со всей пышностью елисеевской обстановки. Паркет был натёрт, было блаженно тепло, и только электричество горело несколько тускло. Присутствовало человек пятьдесят-шестьдесят, не больше. Лиц я не помню. Произносились какие-то речи, но я их забыл бесповоротно. Помню только, что среди говоривших был и правый эсер Питирим Сорокин [ 37 ]. Не знаю. Попал ли он туда по недосмотру или его нарочно пригласили, чтобы беспристрастно представить Уэллсу и иную точку зрения. Сорокин произнёс длинную, полную намёков речь о том, что большевики притесняют великую русскую интеллигенцию" 5 6ф. Младший Чуковский возвращает Уэллсу эпитет - известно, что Уэллс в книге "Россия во мгле" назвал Ленина "кремлёвским мечтателем". Но вернёмся к Анненкову. Он продолжает: "На следующий же день, 18 октября, представители "работников культуры" - учёные, писатели, художники - принимали знаменитого визитёра в Доме искусств. По распоряжению продовольственного комитета Петербургского Совета в кухню Дома искусств были доставлены по этому поводу довольно редкие продукты. Обед начался обычной всеобщей беседой на разные темы, и только к десерту Максим Горький произнёс заранее приготовленную приветственную речь. Писатель Амфитеатров [ 38 ] в свою очередь взял слово. - Вы ели здесь, - обратился он к Уэллсу, - рубленые котлеты и пирожные, правда несколько примитивные, но вы, конечно, не знали, что эти котлеты и пирожные, приготовленные в вашу честь, являются теперь для нас чем-то более привлекательным, более волнующим, чем наша встреча с вами, чем-то более соблазнительным, чем ваша сигара! Правда, вы видите нас пристойно одетыми; как вы можете заметить, есть среди нас даже один смокинг. (В смокинге был Н. Евреинов , только что вернувшийся с "Белого Кавказа" в красный Петербург.) Но я уверен, вы не можете подумать, что многие из нас, и может быть, наиболее достойные, не пришли сюда пожать вашу руку за неимением приличного пиджака и что ни один из здесь присутствующих не решится расстегнуть перед вами свой жилет, так как под ним не окажется ничего, кроме грязного рванья, которое когда-то называлось, если я не ошибаюсь "бельём"" Голос Амфитеатрова приближался к истерике, и, когда он умолк, наступила напряжённая тишина, так как никто не был уверен в своём соседе и все предвидели возможную судьбу слишком откровенного оратора" 5 7ф. Амфитеатров действительно рисковал. Через месяц, 19 ноября 1920 года, он встретит Корнея Чуковского на Невском, и, вернувшись домой, тот запишет в дневник слова Амфитеатрова: "Слыхали, Горький уезжает за границу: Горький, Марья Фёдор, и Родэ. Родэ устроит маленький кафешантанчик, Мар. Ф. будет петь, а Горький будет у них вышибалой, вроде Васьки Красного". Вот до каких пределов дошла у Амфит. ненависть к Горькому". Но Амфитеатров сам понимал, что уж кому- кому, а ему так или иначе в Советской России не жить. 23 августа следующего года он совершит побег на лодке из Петрограда в Финляндию вместе со своей семьёй. Амфитеатров проживёт за границей ещё почти 17 лет - сначала в Праге, а затем в Италии, будет писать во многих эмигрантских газетах. А пока он стоит и медлит, но пауза всё же прерывается. Анненков продолжает: "После минутного молчания сидевший рядом со мной Виктор Шкловский , большой знаток английской литературы и автор очень интересного формального разбора "Тристрама Шенди" Лоренса Стерна, сорвался со стула и закричал в лицо бесстрастного туриста: - Скажите там, в вашей Англии, скажите вашим англичанам, что мы их презираем, что мы их ненавидим! Мы ненавидим их ненавистью затравленных зверей за вашу бесчеловечную блокаду, мы ненавидим их за нашу кровь, которой мы истекаем, за муки, за ужас и голод, которые нас уничтожают, за всё то, что с высоты вашего благополучия вы спокойно называли "курьёзным историческим опытом!" Глаза Шкловского вырывались из-под красных, распухших и потерявших ресницы век. Кое-кто попытался успокоить его, но безуспешно. - Слушайте, вы! Равнодушный и краснорожий! - кричал Шкловский, размахивая ложкой. - Будьте уверены, английская знаменитость, какой вы являетесь, что запах нашей крови прорвётся сквозь вашу блокаду и положит конец вашему идиллическому, трам-трам-трам, и вашему непоколебимому спокойствию!" Уэллс, пишет Николай Чуковский, слушал речи "с растерянным, страдающим видом человека, который хочет поскорей уйти и не знает, как это сделать". Уэллс пытался отвечать, перепутал имена выступавших, те набросились друг на друга, "чем тотчас воспользовались их соседи, чтобы незаметно проглотить лишние пирожные, лежавшие на тарелках спорящих, - пишет Анненков. - По просьбе Горького Евгений Замятин , прекрасно говоривший по-английски, объявил с оттенком иронии, весьма ему свойственной, инцидент исчерпанным, и вечер закончился в сумятице не очень гостеприимной и не очень галантной, но всё же - с оттенком добродушия" 5 8ф. В своей книге "Корней Чуковский" Ирина Лукьянова так подытоживает эту историю: "Главная обида, пожалуй, заключалась в том, что писатель, коллега, великий фантаст оказался обывателем - "туристом". Он не сострадал - люди были ему скорее жалки и смешны; не смог понять глубины страдания и величия жертв, приносимых во имя будущего счастья, не оценил грандиозности замыслов; разглядел только "курьёзный опыт". Мир посмотрел на великую драму русской революции - и отодвинулся с брезгливой гримасой недоверия. Потому и бросились писатели на защиту Чуковского от клеветы Уэллса и эмигрантской печати, что в его обиде каждый увидел собственную беду - "трёхлетнюю травлю, которую вели против него соотечественники" (это Корней Иванович пишет о Блоке), чужие попытки свести весь страшный и величественный опыт первых революционных лет к террору и бытовым трудностям; то есть фактически - объявить эти тяжкие три года прожитыми напрасно, трудный опыт - бессмысленным, работу - вредной, уничтожить сам смысл существования литератора в послереволюционной России, где ему и так приходилось несладко". Таким, добродушным и сохранившим невозмутимость, и нарисовал художник Анненков английского гостя. Черты его краснорожей головы угловаты, а во рту дымится большая сигара, на бантике которой неразличимый герб. См. Уэллс о Петрограде 1920 г
Спустя много лет в своей книге "Жили-были" Шкловский напишет про дом Горького : "В доме всегда было много самого разнообразного народа. Приезжал спокойный, белокурый, сильный, умный, пытающийся ни на что не удивляться Уэллс с молодым сыном-химиком. Он разговаривал с Горьким через Марию Игнатьевну - переводчицу -и по мере разговора становился всё серьёзнее, печальнее и взволнованнее, всё более удивляясь". Вот во что трансформировался равнодушный и краснорожий английский гость. Так всегда бывает с воспоминаниями. Но есть ещё один сюжетный ход в этой истории. На этом же пиру был и Александр Грин , и об этом написал Михаил Слонимский : "Показательно краткое выступление Грина на банкете литераторов в честь приехавшего к нам в двадцатом году Уэллса. Его речь резко отличалась от ряда произнесённых на этом банкете речей, в которых было немало пошлого, глупого и враждебного Советской власти. Грин держался ещё более чопорно, чем всегда. Он приветствовал Уэллса как художника. И он напомнил присутствовавшим рассказ Уэллса "Остров эпиорниса" - о том, как выкинутый на пустынный остров человек нашёл там яйцо неизвестной птицы, положил его на солнечный припёк, согрел и вырастил необыкновенное существо, от которого ему пришлось спасаться, ибо это его детище стремилось убить его. В человеке, вырастившем необычайную птицу, Грин усмотрел художника, в птице, гоняющейся за ним, - плод его художественного воображения, мечту его. Эта мечта, по Грину, была способна убить её носителя. Уже одно это неожиданное истолкование рассказа Уэллса показывало, как относился к творчеству художник- фантаст Александр Грин. Искусство казалось Грину подчас недобрым, злым, способным убить человека. Как часто случается с писателями, Грин, говоря о другом писателе, в данном случае об Уэллсе, говорил, конечно, о самом себе. В выращенной на пустынном острове странной птице Уэллса Александр Грин увидел родное душе своей искусство. И когда Грин описывал пустынный остров, казалось, что описывает он любимые, родные места. И со вкусом произносил он такие необычные для русского языка слова, как, например, "дрок". В этом своём выступлении Грин продолжал, в сущности, прежнюю свою, дореволюционную линию поведения, охранял позицию человека, оставшегося наедине со своей мечтой, которая гонит его и грозит убить его". 6 0ф. Уэллс уехал в свою Британию. Потом он навестит Россию снова, и снова заглянет в лицо кремлёвскому мечтателю. Только лицо это будет восковое, и лежать мечтатель уже будет в своём мавзолее. Многое в уэллсовских оценках России и катаклизмов того времени объясняется тем, что огромное количество европейских интеллектуалов (символом которых являлся Уэллс) были людьми XIX века. Их понятия жестокости, добра и зла пришли оттуда. Они не то что не хотели понимать век танков и иприта, но не хотели признать, как чопорный дипломат, - новое государство. Они отказывали этому государству в суверенности. Но на арену уже вышли Хемингуэи и д'аннунцио как молодые заместители постаревших пробников. Жизнь продолжалась - и Валентина Ходасевич в "Портретах словами" писала: "Шкловский - человек "внезапный", когда он начинает говорить, то мысль его взрывается, бросается с одного на другое толчками и скачками, иногда уходит совсем от затронутой темы и рождает новые. Он находит неожиданные ассоциации, будоражит вас всё больше, волнуется сам, заинтересовывает, захватывает и уже не отпускает вашего внимания, пока не изложит исчерпывающе все свои соображения, отрывистые и не сразу понятные. Он показывает вам вещи, события, людей с никогда не найденной вами, а может, и не подозреваемой точки, иногда даже вверх ногами или с птичьего полёта. И обычное, присмотревшееся, даже надоевшее вдруг преображается и получает новый смысл и новые качества. Изъяны и достоинства становятся более видными и понятными (или: как в бинокль - приближёнными или удалёнными). Мне иногда кажется, что у меня делается одышка, как от бега или волнения, когда я его слушаю. Я не знаю, как определить, но самый процесс работы его мозга очень ощутим, и думаешь: "А всё-таки прав Горький: человек - это звучит гордо!"
|