Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

69

Это выражение, по всей вероятности, восходит к изучению в школе катехизиса. В литературе оно встречается часто. Ср. у Лескова, а именно в сочинении "Шерамур" (Чрева-ради юродивый), где говорится: "Ко мне раз поп пришёл, когда я ребят учу: "Ну, говорит, отвечай, что хранилось в ковчеге завета!? Мальчик говорит: "расцветший жезл Аваронов, чашка с манной кашей и скрыжи".

- А что на скрыжах?

- Заповеди, - и всё отвечал. А поп вдруг говорил, говорил о чём-то и спрашивает: "А почему сие важно в-пятых?". Мальчонка не знает, и я не знаю: почему сие важно в-пятых. Он говорит: "Детки! вот каков ваш наставник - сам не знает: почему сие важно в-пятых! Все и стали смеяться.

- Ученики ваши - Ребятишки отцам рассказали: "Учитель, мол, питерский, а не знает: почему сие важно в-пятых. Батюшка спросил, а он и ничего. А отцы и рады: "какой это, подхватили, учитель, это - дурак. Мы детей к нему не пустим, а к графинюшке пустим: если покосец даст покосить - пусть тогда ребятки к ней ходят, поют, ништо, худого нет?. Я так и остался".

У Александра Куприна в "Поединке" есть вот какое место: "Поручик Бобетинский учил денщика катехизису, и тот без запинки отвечал на самые удивительные, оторванные от всего вопросы: "Почему сие важно в-третьих?

- Сие в-третьих не важно? или: "Какого мнения о сём святая церковь?"

- Святая церковь о сём умалчивает." Заманчиво было бы связать эту историю с начитанностью Троцкого и его игру с литературным контекстом, но это общее место. Известный психолог Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979) вспоминал: "Катехизис нужно было отвечать наизусть, был такой катехизис Филарета, вероучение, изложенное в вопросно-ответной форме, и так как отступать от текста катехизиса Филарета не полагалось, то так и звучало: "Почему сие (неизвестно, что сие) важно, в-пятых?" "Важно сие, в-пятых, потому что - отвечал школьник". Константин Душенко сообщил мне: "Вопрос "Почему сие важно?" содержался в "Пространном христианском катехизисе" Филарета (Дроздова) (1824), причём, кажется, единственный раз: "Вопрос. Почему сие важно?" Ответ. Потому, что при сём самом действии хлеб и вино прелагаются, или пресуществляются, в истинное тело Христово и в истинную Кровь Христову! (цит. по изд. 1886 г.). В современном издании этот вопрос идёт под номером 336, а "Почему сие важно?" заменено на: "В чём смысл этого действия?" "В-пятых - это уже творчество Лескова".

Ссылки:

  • Шкловский в Москве, после приезда
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»