|
|||
|
Шефтель И.Б.: начало трудовой жизни, женитьба 1938-1941
Начало трудовой жизни Ильи Шефтеля на несколько лет опередило первые записи в его Трудовой книжке. А началась эта жизнь в 1938 году между химическим и педагогическим институтами. Надо было как-то заполнить образовавшийся вакуум. Первым его шагом явилась попытка откликнуться на встретившееся на улице объявление, приглашавшее учеников в электроцех МГУ . Пришел Илья в самое старое университетское здание на Моховой . Вход в электроцех был через грот в цокольном этаже, через лабиринт темных коридоров с грязными стеллажами, на которых покоились выбывшие из строя электродвигатели и прочее оборудование, требующее ремонта. Посмотрел мастер на Илью и не увидел в неудавшемся студенте перспективного электромонтера. Тогда молодой Шефтель счел возможным ограничиться уже имевшимися у него кое-какими домашними навыками в электромонтажном деле. По рекомендации знакомого домоуправа Николая Гаврилина он взялся за установку электромотора в гараже, расположенном на территории того домовладения на бывшем Новинском бульваре (ныне улица Чайковского). Несколько дней Илья безуспешно долбил самодельным шлямбуром метровую кирпичную стену, чтобы протянуть провод к мотору. Стену он так и не продолбил. На этом и завершилась его монтерская карьера. Вскоре Илья переквалифицировался в репетитора по математике, нанялся заниматься с неуспевающим пятиклассником в селе Алексеевском (это было первое московское село, ликвидация которого началась еще до войны). Мальчик жил в том же бревенчатом домишке, где проживала подруга Ильи по рабфаку Фаня Золотусская . Несколько месяцев продолжались эти уроки. Вопреки ограниченным педагогическим способностям Ильи и невысокой восприимчивости к знаниям его ученика, тот все-таки кое-как перешагнул в следующий класс. С осени 1938 года Илья Шефтель студент литературного факультета, а с января следующего года уже и муж студентки медицинского института Фаины Золотусской . Хотя молодую чету приняли на свое обеспечение родители Ильи, все-таки надо было иметь деньги хотя бы на карманные расходы. С помощью сестры жены Паулины (надо же было так случиться, что сестры Ильи и Фани носили одно и то же довольно редкое имя Паулина, в быту они различались просто Паулину Ильи звали Гулей, а Фанину - Пашей) Илья определился диспетчером в автобазу, где проходили испытания экспериментальные автопокрышки. Его обязанностью было сидеть на контрольном пункте в Солнечногорске и отмечать путевые листы шоферов, совершавших на грузовых и легковых машинах рейсы Москва - Солнечногорск. Начав эту работу осенью сорокового года, Илья оставил ее с приближением весенней экзаменационной сессии сорок первого. Вновь к испытаниям покрышек Илья Шефтель вернулся в октябре. На этот раз в лаборатории НИИШП а (научно-исследовательского института шинной промышленности). Институт этот находился на шоссе Энтузиастов, а лаборатория почему-то занимала подвал в особняке Киевского райкома партии на Смоленском бульваре. Работа Шефтеля тут состояла в том, что он должен был устанавливать на специальный стенд смонтированное им же автомобильное колесо, включить двигатель и ждать, пока не произойдет разрыва шины при ее ударах о плиты на барабане стенда. Затем лаборант Шефтель делал запись в журнале. Всего два дежурства провел Илья в этой лаборатории. Настало 16 сентября! НИИШП спешно свернул свою работу, приготовился к эвакуации. Как и все другие сотрудники Шефтель получил двухнедельное пособие. Трудовой стаж Ильи Бенциановича прервался до января 1942 года, когда с дипломом преподавателя русского языка и литературы и направлением на работу прибыл в центр Алтайского края, в Барнаул . Ссылки:
|