|
|||
|
Похороны Зошенко достойно мог бы описать только сам Зошенко
Из Сарнова Сперва два небольших отрывка. Вот - первый: Гроб писателя, так "нежно любимого" Москвою, был привезен в каком-то зеленом вагоне с надписью крупными буквами на дверях его: "Для устриц". Часть небольшой толпы, собравшейся на вокзал встретить писателя, пошла за гробом привезенного из Маньчжурии генерала Келлера и очень удивлялась тому, что Чехова хоронят с оркестром военной музыки. Когда ошибка выяснилась, некоторые веселые люди начали ухмыляться и хихикать. За гробом Чехова шагало человек сто, не более; очень памятны два адвоката, оба в новых ботинках и пестрых галстуках - женихи. Идя сзади их, я слышал, что один, В.А. Маклаков, говорит об уме собак, другой, незнакомый, расхваливал удобства своей дачи и красоту пейзажа в окрестностях ее. А вот - второй: Хоронили Михаила Михайловича - в Сестрорецке. Хлопотали о Литераторских мостках - не разрешили. Ехали мы в автобусе погребальной конторы. Впереди меня сидел Леонтий Раковский. Всю дорогу он шутил с какими-то дамочками, громко смеялся. Заметив, вероятно, мой брезгливый взгляд, он резко повернулся ко мне и сказал: - Вы, по-видимому, осуждаете меня, Алексей Иванович. Напрасно. Ей- богу. Михаил Михайлович был человек веселый, он очень любил женщин. И он бы меня не осудил. И этой растленной личности поручили "открыть траурный митинг" - у могилы. Сказал он нечто в этом же духе - о том, какой веселый человек был Зощенко, как он любил женщин, цветы. Не раз в этот день вспоминали мы с друзьями Конюшенную церковь, вагон для устриц и пр. Первый отрывок - из воспоминаний Горького о похоронах Антона Павловича Чехова. Второй - из письма Алексея Ивановича Пантелеева Лидии Корнеевне Чуковской, в котором он делился своими впечатлениями о похоронах Михаила Михайловича Зощенко. Надпись "Устрицы" на вагоне, в котором привезли тело Чехова, произвела на российских интеллигентов впечатление какого-то жуткого символа. Недаром об этом - право, не таком уж значительном - факте упоминается во всех биографиях Антона Павловича. И недаром писатели, оскорбленные сценами, разыгравшимися на похоронах Зощенко, вспомнили про эти злополучные устрицы. В разительном сходстве этих двух похорон им тоже померещился какой- то жуткий символ. Чтобы описать похороны Чехова, не надо было быть Чеховым. Или Горьким. Эти похороны могли бы описать - и, как я уже сказал, описывали - многие. А вот описать по-настоящему похороны Зощенко мог бы только один писатель: сам Зощенко. К.И. Чуковский в своих воспоминаниях о Зощенко заметил, что жизнь словно бы нарочно старалась создавать для него ситуации в духе тех, какие он изображал в своих рассказах. В подтверждение этой своей мысли он привел несколько таких эпизодов. Вот один из них: Мы проходили, - вспоминает он, - мимо большого четырехэтажного дома, и вдруг прямо к нашим ногам упала откуда-то с неба ощипанная, обезглавленная, тощая курица. И тотчас из форточки самой верхней квартиры высунулся кто-то лохматый, с безумными от ужаса глазами и выкрикнул отчаянным голосом: - Не трожьте мою куру! Моя! Прохожих на Литейном было много. Время стояло уже не слишком голодное, но каждый прохожий глядел на курицу с таким вожделением, что мы оба сочли своим долгом защищать ее до последней минуты, чтобы она могла благополучно вернуться к своему обладателю. Вот наконец и он. Выбегает из подворотни без шапки. Хватает курицу и, даже не взглянув на толпу, вскакивает, к нашему изумлению, на подножку трамвая и мгновенно исчезает вместе с курицей, потому что как раз в этом месте трамвай круто сворачивает на Семеновский мост. Не успели мы догадаться, что сделались жертвой обмана, что схвативший курицу вовсе не тот человек, который кричал, из окна, как этот человек налетел на нас ястребом, непоколебимо уверенный, что мы-то и есть похитители курицы и что мазурик, так ловко надувший и нас, и его, на самом-то деле наш компаньон, сообщник. В толпе выразили такое же мнение, особенно те, что хотели сами овладеть этой курицей. В присутствии Зощенко, - замечает, рассказав эту историю, Корней Иванович, - постоянно рождались, возникали, клубились такие, чисто зощенковские ситуации, коллизии, сюжеты. И именно такая, чисто зощенковская история "склубилась" и на похоронах Михаила Михайловича. О сцене, разыгравшейся у его гроба, вспоминали и рассказывали многие. Но самую суть происшедшего лучше других ухватил и передал А.И. Пантелеев . В том самом своем письме, которое я сейчас процитировал: Вытаращив оловянные глаза, пробубнил что-то бессвязное Саянов. Запомнилась мне только последняя его фраза. Сделав полуоборот в сторону гроба, шаркнул толстой ногой и сухо, с достойным, вымеренным кивком, как начальник канцелярии, изрек: - До свиданья, тов. Зощенко! Ну, а дальше все развивалось в привычных традициях и застывших словесных формах митинга. Точнее - собрания. Одного из множества тех собраний, на которых покойному писателю не раз приходилось бывать при жизни. Поразительное сходство этого собрания с теми было не только в том, что тут, как и там, постоянно звучала непременная казенная формула: "Слово предоставляется". Неотличимо было это собрание от тех, на которых Михаилу Михайловичу доводилось присутствовать при жизни, прежде всего потому, что, как и на тех, так на этом, последнем в его жизни собрании, - его тоже прорабатывали. Выступивший после Саянова Леонид Борисов сделал робкую попытку намекнуть на то, что при жизни покойника писательская братия обошлась с ним не совсем справедливо. Он даже - как бы от имени всех присутствующих - попросил у лежащего в гробу писателя прощения. И тут - уже во второй раз - взял слово Александр Прокофьев . Он дал отпор бесхребетному и безыдейному выступлению товарища Борисова. Разумеется, с единственно правильных, партийных позиций. Но не успел Прокофьев закончить свою партийную отповедь, как вновь раздался голос Борисова: - Прошу слова для реплики! И стал испуганно оправдываться, поправляться, уверять, что его не так поняли. А за ним - еще чей-то голос: - Прошу слова для справки. И еще: - И мне, и мне! К порядку ведения! Вдова М.М., - продолжает свой рассказ Пантелеев, - подняв над гробом голову, тоже встревает в эту, так сказать, дискуссию: - Разрешите и мне два слова. И не дождавшись разрешения, выкрикивает эти два слова: - Михаил Михайлович всегда говорил мне, что он пишет для народа. Становится жутко. Еще кто-то что-то кричит. Суетятся, мечутся в толпе перепуганные устроители этого мероприятия. А Зощенко спокойно лежит в цветах. Лицо его - при жизни темное, смуглое, как у факира, - сейчас побледнело, посерело, но на губах играет (не стынет, а играет!) неповторимая зощенковская улыбка-усмешка!
Я думаю, что эта неповторимая усмешка, которая играла на губах лежащего в гробу писателя, Алексею Ивановичу не привиделась. Я даже не исключаю при этом, что в той усмешке отразилась, помимо всего прочего, и толика удовлетворенного авторского самолюбия. Ведь Зощенко был не только действующим (точнее, недействующим) лицом, но отчасти и автором разыгравшейся у его гроба фантасмагории. Жизнь - сама уникальная, фантастическая, сумасшедшая наша советская жизнь - напоследок подарила ему еще один сюжет, поразительно схожий с теми, которые он так любил изображать в своих рассказах. Ссылки:
|