Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

ОВР В ГОДЫ БЛОКАДЫ

Владимир Саблин Мой отец, ровесник Октябрьской революции Михаил Викторович Саблин (1-42) (1917-2000) вспоминал: "

...В 1941 году я заканчивал Ленинградский институт инженеров водного транспорта . Диплом защищал за месяц до начала войны - 24 мая. По окончании вуза в первые месяцы блокады был направлен от исполкома на работы по погрузке железа. Участвовал в оборонных работах. Затем работал дежурным электромонтером пьезоцеха промкомбината Куйбышевского района - он находился возле Владимирской площади. В стеклянных банках, заполненных раствором красной кровяной соли, крутились трубки, на них нарастали кристаллы. Распиленный кристалл обладает пьезоэффектом, это использовалось в военной технике.

Позже зимой я получил мобилизационное предписание явиться в Балтийский морской экипаж, что на площади Труда (бывшие Крюковские казармы). 15 января 1942 года я явился на медицинскую комиссию. Врачи осмотрели и сделали вывод: худой, но выкормить можно. "Годен". Меня направили на курсы младших лейтенантов флота по специальности "минер". Курсы работали в Высшем военно-морском училище им. Фрунзе . В экипаже выдали вещевой (на б/у обмундирование) и продовольственный аттестаты. Пошел я по льду реки на другой берег, на Васильевский остров. В это время на набережной Красного Флота (бывшая Английская) горели дома после бомбежки. Рядом сидели прибывшие пожарные: сил не было, тушить не могли, да и воды тоже не было. А если брать воду, то из Невы, для чего пробивать прорубь.

По дороге я останавливался, садился, отдыхал. Явился в училище к 19, принимал младший лейтенант. Я попросил его отпустить меня до 7 утра домой - мама больна. Офицер написал мне увольнительную. Я с мешком на плече пошел вдоль Невы на Кирочную, где жила мама Лариса Петровна . Рано утром, одевшись в военное - китель, ботинки, шинель, ушанка - отправился в училище. Занимался минным делом, навигацией, ходил в караул по училищу. Включали меня в наряд по боевой тревоге. Когда первый раз был назначен в караул, не знал, как винтовку держать в строю и на месте.

Казарма находилась в экипаже, каждый день ходили туда и обратно. Для обогрева громадного здания училища в суровую блокадную зиму сделали из железных бочек буржуйки. Топили их стульями, которые брали из Красного зала училища. Назначали нас и в патруль по городу, по охране мостов, прежде всего моста Лейтенанта Шмидта. Днем проход по мосту был свободный, ночью - нет. Проверяли документы всех, кто шел по мосту - и военных, и гражданских. Патруль в городе в ночное и дневное время останавливал подозрительных людей, проверял документы. На Неве в блокаду стояли боевые корабли, в том числе (самый современный в мире в то время) легкий крейсер "Киров" и плавбаза "Урал". 7 апреля 1942 года на корабли был совершен сильнейший налет. Блокированный город был разбит на участки, за которыми были закреплены экипажи стоявших на Неве боевых кораблей. Позже я стал старшим по караулам, имел удостоверение, подписанное комендантом Ленинграда полковником Денисовым .

В мою задачу входила проверка караулов училища. Во время учебы на курсах младших лейтенантов на улице Писарева вели учебные бои. Стекла, оставшиеся в опустевших домах, били в дребезг, осколки летели в стороны. По окончании курсов меня поставили командиром переходящей роты экипажа. Затем я стал начальником оперативного отдела штаба 1-го боевого участка Балтийского флотского экипажа. С июня 1942 года я служил помощником командира катера-тральщика "Желябов" (бывший речной буксир типа "Ижорец", проект 1939 года, длина 23 метра. После переделки в сторожевое судно или тральщик он имел одно полуавтоматическое 45-миллиметровое орудие и два 7,62-мм пулемета). 17-й дивизион тральщиков Охраны водного района Балтийского флота целиком состоял из таких судов. При тралении сзади за кораблем буксируется подводный трал. При прохождении поставленной на якоре мины трал подрезает трос. Мина всплывает, после чего ее уничтожают из пушки или из пулемета. Винтовкой мину не уничтожить: из-за маленькой пробоины мина притапливается и становится более опасной. База тральщиков находилась на Кировских островах. Там заправлялись углем. Поскольку на пароходе всегда есть кипяток, катерники с других судов прибегали за ним к нам. Замполит тральщика, когда выходили на задание, бегал по судну с наганом и кричал "Шуруй, шуруй, а то расстреляю".

У меня был пистолет ТТ (первый советский самозарядный пистолет). Помню, однажды в навигацию 1943 года засветло вышли в Кронштадт. Большая Невка при выходе в залив была перекрыта брандвахтой и бонами из связанных цепями пучков бревен. На боны были насажены смотрящие в стороны залива длинные стержни. Вышли до 12 ночи, поскольку в полночь брандвахта закрывалась. Для прохода тральщика катер, что состоял при брандвахте, отвел цепь бонов и пропустил тральщик в образовавшиеся ворота. В Кронштадт везли горючее - на буксир взяли нефтеналивную баржу. Уже на полпути на глазах у неприятеля трос лопнул. Немцы тут же начали обстреливать баржу и тральщик с южного берега залива - от Петергофа. Мы вызвали своих на подмогу. Пришли буксиры и навели трос. Под покровом ночи благополучно дошли до Кронштадта. На следующий день у кронштадтской стенки катер подняли за корму и отремонтировали гребной винт. Другой раз "Желябов" вел в Кронштадт баржу, груженую продовольствием. При проходе брандвахты судно оказалось от нее с одной стороны, а баржу понесло с другой. В итоге буксирным тросом срезали надстройки и антенны. В 1945 году я был отправлен на три месяца в командировку в Порт-Артур (Люйшунь) .

Задачей командировки было обследование судоремонтного завода. Нашу группу, которая добиралась до Китая поездом, возглавлял майор, инженер-технолог по образованию. Отправились через Москву, где нам оформили командировки. Судостроительный завод был построен после передачи порта русским в конце XIX века. На заводе ремонтировались морские охотники и тральщики. По прибытии на место группа обследовала предприятие, на котором работали в основном русские. Познакомились с механическими цехами. Посетили памятник командиру обороны крепости генералу Р. Кондратенко, поставленный японцами. Помню Тигровый полуостров с горой, закрывающий с моря бухту, называемую "Западный бассейн". Вокруг - живописная местность, горы, сопки. В свободное время ездили на грузовике посмотреть другой, более крупный город на арендованном СССР Ляодунском полуострове - Дальний . (В нем еще с конца прошлого века развивался торговый порт) Жили недалеко от завода. В питании большое место занимала похожая на гречневую каша из гаоляна. Это растение, похожее на кукурузу. Пробовал подогретый сакэ (алкогольный напиток из риса, получаемый в процессе трехмесячной ферментации). Светло-желтый, он имеет фруктовые нотки. В Китае были всюду в обиходе рикши. Деньги - юани. При возвращении из Порт-Артура до железной дороги добирались в кузове грузовика. Машина угодила в кювет, а у меня на коленях был чемодан с подарками: 9 фарфоровых чашек, несколько кимоно, куклы, стеклянные статуэтки. Багаж я переложил тряпками, и при падении все чудесным образом сохранилось".

Ссылки:

  • САБЛИНЫ
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»