|
|||
|
Развитие физики в России во второй половине XIX в.
Естественные науки импортировал в Россию из Европы Петр Великий в начале XVIII века. Но лишь в середине XIX века русские ученые стали завоевывать международное признание, а российские научные учреждения полагаться преимущественно на отечественных, а не на иностранных ученых. В России начало формироваться более или менее прочное научное сообщество с характерными для него социальными и интеллектуальными связями, поддерживаемыми сетью научных обществ, кружков и съездов. Даже после того, как наука стала частью российской культуры, она рассматривалась многими русскими как род деятельности, воплощающий в себе западные ценности. Политические реформаторы и революционеры видели в ней рациональную силу, которая могла бы помочь рассеять суеверия и разрушить идеологические основы самодержавия. Царские власти, со своей стороны, не доверяли духу науки, рассматривая ее как угрожающую им силу. И друзья, и враги науки считали ее прогрессивной и демократической. В целом развитие физики в России во второй половине XIX в. происходило под сильным влиянием немецкой. Сам университетский устав 1863 г. аналогичен уставам немецких университетов , а физические институты создавались по образцу университетских институтов Германии. Большинство русских физиков учились или проходили длительную стажировку в лабораториях немецких университетов. Однако в этот период существовало определенное различие в преподавании и развитии физики в Санкт-Петербургском и Московском университетах. Физика в Московском университете развивалась более интенсивно. Глава ее, А.Г. Столетов , стремился к признанию исследований, которые велись в Москве, в международном физическом сообществе. Он публиковал свои работы и на русском, и на иностранных языках, участвовал в международных конгрессах, поддерживал личные контакты с европейскими учеными и посылал к ним своих учеников. Обязательной для молодых ученых Столетов считал длительную заграничную командировку или стажировку. Почти все физики - выпускники Московского университета - по его рекомендации проработали два-три года в ведущих немецких лабораториях. В Санкт-Петербурге в 1870-х - 1900-х гг. дело обстояло по-другому. Один из первых профессоров физики, упомянутый выше Э.Х. Ленц , основной задачей считал сам процесс обучения студентов и очень неохотно допускал их не только к научной работе, а вообще в физический кабинет, в котором находились лишь демонстрационные приборы. И то, по воспоминаниям студентов, Ленц предпочитал приносить их на лекцию из Академии и уносить обратно. Его ученик и преемник, профессор Ф.Ф. Петрушевский , хотя и создал первый в России физический практикум, также не поощрял самостоятельную работу студентов. Результатом учебного процесса почиталась магистерская диссертация. По мнению Петрушевского надо было готовить будущие профессорские кадры "у себя дома", а не посылать их за границу. Средства же, выделяемые для этого, предлагалось использовать для практикума и демонстраций на лекциях. В частности, было отказано в заграничной командировке О.Д. Хвольсону, хорошему ученому и автору многотомного курса физики, а его попытка организовать в 1886 г. студенческий семинар по математической физике стала поводом для конфликта на кафедре. Теоретические курсы почти не читались. Так продолжалось до конца века. В Москве физика воспринималась как часть единой общеевропейской науки, а себя московские физики воспринимали как полноправных членов европейского научного сообщества. В Санкт-Петербурге же дело обстояло по-другому: необходимость научных исследований для профессоров почти не обсуждалась, и специальные помещения для этого в Физическом институте фактически не предусматривались. Эта тенденция, считать задачей российской физики совершенствование преподавания, следуя западноевропейским образцам, понимание роли профессора практически только как преподавателя, а не ученого-исследователя, преобладала в Санкт-Петербурге до появления в университете нового поколения физиков в начале XX в. В качестве преподавания физики и уровня научных исследований Петербургский университет, пожалуй, уступал Московскому, где сияли такие звезды, как А.Г. Столетов и П.Н. Лебедев. Правда, это отчасти относилось, как отмечено выше, не столько к уровню, сколько к специфике преподавания и научной деятельности. Крупнейшими физиками в Петербургском университете на рубеже XIX и XX вв. были, безусловно, Орест Даниилович Хвольсон и Иван Иванович Боргман . О.Д. Хвольсон и И.И. Боргман много сделали для развития физики в России. Шеститомный курс физики Хвольсона получил признание не только в России, но и за границей. Он был переведен на французский, немецкий и испанский языки. По воспоминаниям академика Б.М. Понтекорво именно по учебнику Хвольсона занимался знаменитый Энрико Ферми (см. [ Френель В.Я.1966 , с. 26]). И.И. Боргман, как мы уже упоминали, был организатором первого физического семинара, и по его инициативе был построен физический институт университета. Однако, и Боргман, и Хвольсон, будучи высококвалифицированными и эрудированными специалистами, не были учеными творческого склада. Задачей университетских физиков было, по их мнению, успешное воспроизводство лучших заграничных научных работ [ Корзухина 1995 ; Малахов, 1954 ]. Перед первой мировой войной российская наука была в большей степени академической и мало поддерживалась государством, - ученые не имели тесных связей с промышленностью, большинство предприятий контролировалось иностранными компаниями, которые опирались на исследования, выполненные за границей; российские капиталисты проявляли мало интереса к финансированию науки. Но война принесла с собой большие изменения во взаимоотношениях между наукой и производством. Стало очевидно, что фактором, определяющим слабость военной промышленности, явилась ее зависимость от импорта промышленной продукции, включая химикалии, необходимые для изготовления оружия. Война стимулировала как появление более тесных связей между наукой и промышленностью, так и сами научные исследования. Наука теперь рассматривалась как важная область государственной политики [ 12 ]. Далее см. Взгляды большевиков на науку
|