Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Рябчиков Е.И: студент - бродяга - студент, 1927-1928

С 1 сентября 1927 года Евгений Рябчиков - студент историко-филологического факультета Нижегородского Университета .

Изначально Женя собирался поступать в Педагогический институт, где он мог специализироваться в области литературы (точных сведений о структуре Пединститута выявить не удалось), хотя вряд ли думал об учительстве. Но еще в 1926-м Педвуз влился в Университет, сформировав, при некоторой автономии, пять отделений, включая отделение языка и литературы. Как раз то, что и нужно было Рябчикову "от" Пединститута. (Пишу об этих подробностях ввиду путаницы в документах и публикациях).

"Заболев" литературой, Рябчиков не пропускал ни одной встречи с приезжими писателями, поэтами. Очень сильное впечатление произвела на него встреча студентов и преподавателей с В. В. Маяковским . Интересы и вкусы Евгения формируют главным образом местные представители культуры, среди которых Рябчиков прежде всего выделял зав. кафедрой литературы Пединститута профессора А. Свободова . Он часто публикуется в многотиражке "За педагогические кадры": свои заметки, репортажи, фельетоны подписывает Евгений Рей (видимо, сокращая фамилию, имя и отчество).

Под воздействием А. Свободова, серьезно и широко изучавшего творчество А. М. Горького, Евгений так увлекся наследием и биографией "буревестника революции", что ему поручили проводить экскурсии по горьковским местам и даже консультировать киноэкспедицию из Москвы, которая снимала документальный фильм о родине писателя. Это увлечение имело весьма необычную концовку: после первого курса, начитавшись книг А. М. Горького, юноша решил отправиться в путешествие и, оставив родителям письмо, исчез. Куда? На долго ли?

Сам Е. И., уже в зрелые годы, вспоминал: "Моя тяга к путешествиям началась с очерков "Фрегат "Паллада" Ивана Александровича Гончарова . Впечатление было настолько сильным, что уже тогда, в юности, захотелось в путь-дорогу дальнюю".

"Началась смутная, романтическая, трудная и очень опасная жизнь - ночлежки, баржи, буксирные пароходы. Грузчик, ключник. Ночевал у костров, на плотах или на берегу под лодками. Между Нижним и Царицыном сошелся с оравой беспризорников , подружился с их вожаком Оськой и с ним отправился в Донбасс . То на тормозных площадках, то на крышах вагонов двигалась шумная, голодная, нахальная орда. Молодая банда хотела втянуть меня в "мокрые" дела. Но я сам себе сказал твердо, что ни на какие "мокрые" дела не пойду - нужно знать жизнь, а не сидеть в тюрьме. Отец мой, следователь по уголовным делам, дома часто рассказывал всякие страшные истории. Так что мир преступный был мне знаком, и поэтому я опасался попасть под его влияние.

Покинув беспризорников, осел на шахтах Донбасса - сортировщиком, коногоном. Потом - батрачил на Кубани, пас коров у подножья горы Ахун под Сочи. Кочегарил на пароходе "Петр Первый", совершавшем рейсы между Одессой и Батуми, работал мясником, колол дрова, мыл машины Кавказ- Крымкурсо. В общем, чего только не повидал.

В конце концов, пройдя курс горьковских "университетов", вернулся домой. Созревшим. Готовым к учебе и труду".

Спустя почти четверть века, И. Н. Рябчиков в одном из писем напомнил сыну: "Сейчас я так ясно представляю тебя при возвращении из Сочи, когда в здании суда меня предупредили, чтобы я не прикасался к тебе из-за вшивости, и как я мыл твое изъеденное насекомыми тело в бане на ул. Гоголя. Слава Богу, все кончилось благополучно".

Жаль, в архиве Евгения Ивановича сохранилась только обложка отчета студента Жени под названием "Путешествие без денег и билета".

Зав. кафедрой, чувствуя, похоже, некоторую свою моральную причастность к приключениям "блудного сына", вступился за него - перед родителями и руководством вуза. Рябчикова восстанавливают на первом курсе физико- математического факультета (так настаивал отец, считавший, что "литература - дело несерьезное и прокормить не сможет"). Но, проучившись несколько месяцев, Евгений нарушает отцовскую волю и - помог тот же А. Свободов - переводится на отделение языка и литературы.

Учили будущих педагогов основательно. Нагрузка нешуточная: обилие теоретических курсов и практических занятий, а также, конкретно у Рябчикова, немецкий язык. Дисциплины - от политической экономии и истории ВКП(б) до поэтики и устной народной словесности. (Опыт преподавания русского языка, истории и литературы приобретал на курсах батрачества, в школах ФЗО - при лесозаводе "Новая сосна" и в Сормово). Но особенно увлекали бурные дискуссии на профессиональные темы, обсуждения литературных новинок. Рябчиков и сам активно печатается - и в многотиражке, и в местных газетах "Клич пионера", "Молодая рать", "Нижегородская коммуна", "Пролетарские кадры". Он вошел в литобъеди- нение "Натиск", литгруппу "Молодая гвардия" (с "шефством" В. В. Маяковского) при редакции "Молодой рати".

В 1927-м (встречается: за год до окончания вуза) Евгений вступает в комсомол, он - усердный общественник, непременный участник митингов, которые в ту пору были первейшим средством агитации, политического воспитания.

Штрих к теме.

"Такое счастье - меня, начинающего журналиста, взяли в автомобильный пробег Нижний Новгород-Москва . Можно представить, как я был тогда горд. В несчетных соломенных деревнях автомобили производили потрясающее впечатление. Лошади пугались, дыбились, опрокидывали телеги. Ругань возчиков, причитания старух сопровождали нас едва ли не по всему пути. Четыреста километров по скверной дороге одолевали мы, кажется, чуть ли не три дня".

Время учебы пролетело быстро. В свидетельстве, которое Рябчиков получил "на выходе", значилось: "выполнил все требования учебно- производственного плана по специальности русский язык и литература и окончил полный курс Педагогического института с присвоением ему квалификации преподавателя русского языка и литературы в учебных заведениях типа техникума и средней школы".

Да, именно так - Пединститута , поскольку с 1 мая 1930 года он вновь обрел самостоятельность и образовал в своем составе лингвистическое отделение. Учитывая свой первичный, университетский статус и окончательный, педвузовский, Рябчиков нередко указывал, что закончил литературно-лингвистический факультет Педагогического института (точнее все-таки - отделение, что подтверждается вариантами автобиографии, а также материалами дела, открытого после ареста Рябчикова в 1937 году).

Теперь, согласно свидетельству, Евгению предстояло учительствовать. Местом работы стала школа ФЗУ при заводе им. Н. К. Крупской (г. Богородск , "столица кожи" - кожевенной промышленности), где Евгений преподавал русский язык, литературу и обществоведение. И продолжал корреспондировать, отдавая предпочтение "Ленинской смене", преемнице "Молодой рати", и газете "Клич пионера". Редактор последней К. Поздняев , приметив незаурядную активность богородского учителя, порекомендовал его "Ленинской смене" и тем предопределил будущую профессию Рябчикова.

Ссылки:

  • РЯБЧИКОВ Е.И.: ДЕТСТВО, СЕМЬЯ, РАБОТА В НИЖНЕМ 1909-1933
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»