|
|||
|
Рябчиков Е.И.: Что происходит в мировой журналистике 1966 г
"Сейчас (1966 г. - М. В.) усиленно обсуждается проблема факта. На первом Всемирном конгрессе репортеров и очеркистов в Бухаресте четко обозначилась позиция теоретиков буржуазной журналистики: они требовали публикации "чистых", "объективных", "свободных", не зависимых от политики фактов. Они говорили о "свободе" буржуазной печати, основанной будто бы на "свободе" выбора фактов репортерами. В отечественной "корпорации". "Возьмем секретариаты и отделы редакций. Здесь всегда ищут темы целых номеров и отдельных полос, после чего ищут интересные факты для раскрытия придуманной темы. С другой стороны, чем больше в вашем распоряжении фактов, тем больше гарантия добыть волнующую тему. Есть немало сторонников и точки зрения, что тема рождается только из факта и, следовательно, не может быть придумана. Я с теми, кто утверждает, что процесс рождения темы - двусторонний". Но и при двустороннем "движении" Рябчиков отдает приоритет тому, чтобы идти к теме от факта. Полагая в качестве возможного, не основного пути - "от хорошо продуманной, рожденной жизнью темы - к факту". А чтобы не было сомнений в его позиции, жестко формулирует: "Факт - основа всей нашей журналистской деятельности. Добыча фактов, работа над фактами, получение из фактов тем, приведение тем в соответствие с жанром и использование полиграфических средств, чтобы создать окончательное произведение на газетной полосе, - это та длительная творческая работа, которая обеспечивает ту или иную задуманную работу. Чем больше журналист работает, чем упорнее он добывает большее количество фактов, сведений, наблюдений, ощущений, мыслей, - тем он будет сильнее". Вспоминая поездку с Рябчиковым в писательской бригаде по Сибири, К. К. Андреев подметил у Е. И. "неистощимую жадность к фактам. Он черпал их из всех источников, черпал такие факты, которые мне казались совершенно ненужными. Этот вдохновенный сбор фактов был его страстью. Эта поразительная страстность в работе заставила меня понять, что такое газетная работа. Она была не ремеслом, а вдохновением. Любой жанр, в котором работал Рябчиков, превращался в большой жанр". Рассматривая аспекты проблемы, Евгений Иванович высвечивает то одну, то другую ее грань. Вот одна из них: "Редкость, если тема исчерпана одной публикацией. Я пользуюсь любой возможностью, чтобы вернуться к примечательным фактам, людям. Рассказать, как изменилась жизнь моих героев по прошествии времени. У меня есть отдельный "том", который называется "Склад тем". Бывает, "неясная тема" становится зачином для крупной публикации, необычной по форме и содержанию". А вот другая: извлеченный факт может дать повод для экскурса в историю, знакомства читателя с тем или иным значимым событием. Например, сообщение "Правды" за 11 октября 1966 года о том, что из Владивостока на Горьковский автозавод вернулись два "ГАЗ-66" - грузовики новой конструкции, дало повод Рябчикову напомнить о другом пробеге, 30- летней давности, когда первые советские автомобили "М-1" и "ГАЗ-А" успешно добрались до высокогорных отметок Памира.
вдохновением. Любой жанр, в котором работал Рябчиков, превращался в большой жанр". Рассматривая аспекты проблемы, Евгений Иванович высвечивает то одну, то другую ее грань. Вот одна из них: "Редкость, если тема исчерпана одной публикацией. Я пользуюсь любой возможностью, чтобы вернуться к примечательным фактам, людям. Рассказать, как изменилась жизнь моих героев по прошествии времени. У меня есть отдельный "том", который называется "Склад тем". Бывает, "неясная тема" становится зачином для крупной публикации, необычной по форме и содержанию". А вот другая: извлеченный факт может дать повод для экскурса в историю, знакомства читателя с тем или иным значимым событием. Например, сообщение "Правды" за 11 октября 1966 года о том, что из Владивостока на Горьковский автозавод вернулись два "ГАЗ-66" - грузовики новой конструкции, дало повод Рябчикову напомнить о другом пробеге, 30- летней давности, когда первые советские автомобили "М-1" и "ГАЗ-А" успешно добрались до высокогорных отметок Памира. Или поездка Е. И. (1967 г.) на автомобиле из Москвы в Горький ("бетонная автострада вывела меня за Москву и повела к Волге.") дала "жизнь" очерку "Четыреста километров воспоминаний" - рассказу о событии 40-летней давности, когда состоялся знаменитый автопробег из Нижнего Новгорода в Москву.
Ссылки:
|