Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Рябчиков Е.И.: Только внешнее благополучие - впечатление о журналистике

Понятное дело, сначала, следуя за Евгением Ивановичем, попробуем составить общее впечатление об информационной среде, формировавшейся с конца ф40-х годов (когда у него позади остались годы, довоенные, проб и ошибок, обретения навыков, а затем отлучения от свободной жизни). По мере обретения статуса репортерского "тяжеловеса", Е. И. все чаще выступал организатором и участником, нередко в качестве докладчика, обсуждений, дискуссий о приоритете на том или ином временном "плече".

Выступая на Московской городской конференции журналистов (1959 г.? - М. В.), Рябчиков изложил свое тогдашнее понимание журналистики и роли журналиста: "Ныне журналистика немыслима не только без литератора, писателя, но и без актера, без музыканта, художника, кинооператора. Раньше читатель знал о литераторе лишь то, что он пишет и как пишет. Потом он стал слушать его речь, записанную на пленку или произнесенную по радио. Теперь читатель литератора читает, слышит его голос и более того - видит его. Все это усложняет деятельность журналиста, выдвигает новые, ранее не встававшие требования.

В настоящее время понятие журналистики необычайно расширилось, обогатилось. Журналист теперь должен на вооружении иметь не только гусиное перо и не только обычную самопишущую ручку, но и фотоаппарат, пишущую машинку, овладеть стенографией, уметь обращаться с магнитофоном, уметь импровизировать, уметь вести живую передачу без предварительной записи с поля стадиона, из цеха завода, а завтра этот журналист должен научиться киносъемке, операторскому искусству, уметь включить в арсенал средств воздействия на читателя все многообразие новейших средств, приобретенных наукой и техникой".

Рябчиков мечтал о том, "когда на библиотечной полке выстроятся томики книг, повествующих о творческом опыте мастеров советской печати, о ее истории, о жанрах, о замечательных примерах организующей роли большевистской печати в массах - на заводах и фабриках, на целинных землях и стройках".

К середине 1970-х ситуация виделась таковой: "Внешне может показаться, что все благополучно. Можно привести много примеров работы наших товарищей в газетной информации, и в то же время есть такое ощущение, что мы живем как бы в двух этажах: первый - жизнь народа со своей внегазетной информацией и второй - газетная информация, которая часто идет в отрыве от того, что происходит. Немало примеров, когда наша информация отходит в сторону от того, чем живут люди, и это приводит к тому, что людям не интересно читать огромные колонки цифр или развлекательную информацию, когда их головы заняты другим. Не забывайте - многие слушают станции, которые пользуются возможностью рассказать о том, что произошло в Москве, из Вашингтона, Мюнхена и т.д. Как же мы можем допускать, чтобы наша информация бездействовала, чтобы этот мощный инструмент лежал в ножнах?

К сожалению, многие факты жизни, ситуации замалчиваются, происходит сужение возможностей информации. В редакциях нет атмосферы поощрения того журналиста, который принес необычайно интересный факт. Если хотите, очень часто этого даже боятся, потому что чем интереснее факт, чем он значительнее, тем больше к нему внимания, а, следовательно, всякое может случиться. Когда это серо, не вызывает внимания - так спокойнее. Газета вышла, все осветила, галочка поставлена. Думаю, многие редакторы на местах - и не только на местах - чураются настоящей боевой информации.

Когда встречаешься с репортерами, стоит вой: есть задумки, желания, но, чтобы их осуществить, нужно время, нужны средства, нужно, чтобы человека отпустили. При наличии самых высоких указаний наши редакции их не используют, и это вызывает тревожное чувство за состояние нашей информации. Репортеру подрезают крылья, он идет по более легкому пути, а более легкий путь неинтересен".

А что касается мечты о журнале, то и в 1987-м на Пленуме Союза журналистов Е. И. сокрушался: "Неужели наш союз, который должен быть одной из сильнейших пружин перестройки, не может иметь свой орган, который помогал бы нам расти, передавать свой опыт? (видимо, Рябчиков имеет ввиду некое специальное издание, а не издававшееся с 1967 года "Журналист" - преемник журнала "Советская печать". - М. В.).

Мы готовим тысячи журналистов на факультетах и различных курсах - и все по старым учебникам. Мы говорим о новой технике, где нужны миллионные вложения, и в то же время забываем о творческой стороне работы - о палитре жанров".

В общем, "журналистская наука у нас - на очень низком уровне ("в плачевном состоянии", "дело обстоит плохо"), и теоретические разработки, например, в области жанра, носят дилетантский характер, а некоторые, такие, как хроника, - совсем забыты", "давно назрела потребность решительного улучшения информации, научного изучения проблем журналистики, разработки методологии исследования творческого процесса".

Было бы правильно, чтобы этими вопросами занимался, считал Е. И., институт журналистики - "подобно тому, как есть научно-исследовательский институт имени Горького". Но чего нет - того нет! "Поэтому, - сожалеет Рябчиков, - нам самим приходится на ходу, громко говоря, философствовать по поводу всех наших материалов, которые приходят сегодня на газетные полосы, радио, телевидение, кинематограф, чтобы осмыслить, что это такое".

Штрих к теме.

Однажды Евгению Ивановичу задали вопрос: "Можно ли Ваши книги "Рождение темы", "Точка зрения и точка съемки", "Репортер" считать своего рода учебниками или учебными пособиями".

- Скажу так: наука слабо и робко изучает и передает опыт советской журналистики. И книги, которые вы упомянули, служат, хотя бы в малой степени, этой цели. Думаю, рабкоры, начинающие газетчики найдут там немало полезного. Там - и азы нашей профессии, и законы, методология журналистского труда. Как я это понимаю.

Хотелось бы закончить рукопись, которую я пока условно назвал "Журналист и журналистика". Может, получится учебник. Но не сухой, не академический, а такой, в котором главное - живой рассказ об опыте и закономерностях, методике и традициях; об удачах и неудачах в творчестве советских журналистов; о "секретах" профессии, "кухне" мастерства. Надеюсь, получится увлекательное повествование". (К сожалению, в полной мере этот замысел реализовать не удалось.)

Словом, информационная среда оставляла желать лучшего.

Ссылки:
1. РЯБЧИКОВ Е.И.: ГРАНИ ТВОРЧЕСТВА

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»