|
|||
|
Рябчиков Е.И.: репортер - "Разведчик газеты"
Примечательны размышления Е. И. о творце жанра - репортере. Кто он такой? По Рябчикову, - фигура особенная, "разведчик газеты, а разведчики - народ смелый, отважный, с крепкими нервами. Без этих качеств в репортаже работать трудно". Среди других "признаков", отличающих репортера от мастеров иных жанров - "умение мгновенно схватить событие, не теряться, быть готовым к раскрытию любой темы, пусть даже самой неожиданной". "А для этого репортер должен обладать чрезвычайно широкой эрудицией. Если очеркисту или фельетонисту можно говорить о вдохновении, то репортер обязан выполнить задание независимо от вдохновения". "Истинный репортер - это журналист, способный сделать свое дело не только отлично по качеству, но при этом еще и в кратчайшие, а иногда и феерически короткие сроки. "Срочно в номер!" - таким должен быть пароль репортеров. Наша песня, которую написал блестящий репортер Константин Симонов, "Застольная корреспондентская" несет на себе отблеск репортерского огня". Репортер в моем представлении - отважный рыцарь журналистики, провозвестник новостей, глашатай свершений и открытий". Рябчиков не раз и с особой, подкупающей теплотой писал о современных ему репортерах - А. Гудимове , Я. Милецком , Ю. Юрове , Л. Колодном , А. Романове , Л. Лерове , В. Пескове , Г. Бочарове , Б. Федосове , Д. Гае , Ю. Жукове , А. Трубниковой , М. Долгополове , В. Захарько .). "Смысл жизни репортера - вечная погоня за фактами, вечная разведка фактов, творческая конкуренция в поиске фактов, поиски, если хотите, без выходных дней, без обедов, только тогда репортер сможет стать по- настоящему хорошим журналистом". Случалось, Е. И. упрекал талантливых репортеров в том, что они "оседлали" какую-то определенную область, блеснули там. Но не более. Анализируя различные способы добывания информации, фактов (один из популярнейших - "метод маски", "чтобы не с чужих слов, не понаслышке, а с глазу на глаз, воочию видеть и познавать жизнь"), Рябчиков утверждает: "Важен не только талант, а прежде всего идейно-художественная позиция журналиста, понимание того, зачем он взялся за перо", "репортер должен не только найти новость, но и оценить ее общественно-политическое значение, ее роль и место в духовной жизни страны, наконец определить, новость ли эта новость. Что скрывается за найденным фактом? Как ты сам участвуешь в событии?". Несомненный признак мастерства - умение разглядеть за маленьким фактом большую тему. "Это, пожалуй, самое трудное". Для репортера исключительно удачный сюжет, сработанный на опережение относительно других изданий, - "фитиль", "перо", "втык", т.е. результат, который служит и предметом гордости, и мобилизующим фактором, поскольку "заставляет быть изобретательным, настойчивым в поиске тем, новостей, новых героев". "Да, некоторые журналисты высокомерно относятся к "фитилю" - видят в нем чуть ли не "гримасы буржуазной журналистики". Но ведь в свое время осуждали сенсационность, чурались ее, отрицали и предавали анафеме сенсации . Видимо, по инерции кое-кто и сейчас так рассуждает о "фитиле". Но время идет, сметает нелепости, и мы широко, очень широко используем репортаж, признаем советскую сенсацию как сообщение о ярчайших фактах из нашей повседневной действительности. А в сущности, сенсация, которую ты сообщил первым, и есть "фитиль". Новости требуют поиска. Удачи в поисках новостей поучительны, они зовут нас, учат, требуют соревноваться и не отставать". Вместе с тем Рябчикова радует ("наше счастье"), что современный ему репортаж "перешел с орбиты сенсаций на орбиту повседневных трудовых дел. Репортеры занимаются проблемами народного хозяйства и воспитания, этики и политико-массовой работы. Репортеры выходят к доменным печам, на колхозные поля, идут лаборантами в научные лаборатории и верхолазами на стройки наших дней". И в связи с этим утверждает: "То, что сделано советскими репортерами, созданная ими теория и практика нового репортажа и новой сенсации имеет принципиальное значение, является примером того, какими должны быть сенсационные репортажи". В известной мере негативную реакцию вызывает у Рябчикова "неправильное убеждение в ряде редакцией, будто репортером может стать любой журналист". "Репортером, я имею в виду настоящего репортера, может быть тот, у кого есть особый и редкий дар разведчика всего нового в жизни, искателя новостей. У него должно быть неистребимое желание всегда быть в поиске, не знать передышки, искать, всегда и везде искать, быть в поиске первым. Он должен обладать профессиональной смелостью, ломающей все препоны в поисках новостей. При этом репортер обязан, хоть на Северном полюсе, в плавании, в пустыне или в горах, обеспечивать незамедлительную передачу репортажа в номер. А это значит, что даже очень способный журналист, но малоподвижный, инертный, тем более робкий, застенчивый и замкнутый, не сможет вести репортаж. Как проникнет он к месту события, если порою требуется применить и локти и горло? Как сможет он мгновенно оценить новость, если в распоряжении его минуты? А ведь без новости нет ни газеты, ни радио, ни телевидения". Но есть и другая крайность. Кое-где "в силу ограниченности штатов репортеру вменяют в обязанность писать корреспонденции, заметки, вести хронику и брать интервью, помогать внештатным авторам, работать над их статьями. Но даже в осложненных условиях журналистские организации, как и руководители редакций, должны, очевидно, выявлять в коллективе журналистов с репортерским дарованием и помогать им, учить их, давать возможность проявлять свои способности в поисках фактов, добывании из них тем. Важно развивать у молодых журналистов профессиональную смелость". Конечно, полагает Рябчиков, не обязательно, чтобы репортер был узко специализирован в жанре ("все зависит в конечном счете от способностей и желаний самого журналиста"), но "если репортер сам, по своей воле, избирает на всю жизнь жанр репортажа и неизменно работает, как говорили прежде старые репортеры, "на конце горящей балки", то это может принести ему только пользу: однолюбы - счастливые люди". Само время, по мнению Е. И., выдвигает репортера на авансцену общественной жизни. Не случайно они все чаще становятся "героями повестей и поэм, фильмов и спектаклей". Ссылки:
|