Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Рябчиков Е.И.: Репортер - "Агитатор фактами"

А как пламенно, восторженно Рябчиков говорил и писал о репортаже - главном "агенте" в информационной сфере. Прямо-таки -"ода".

"Репортаж - любовь моя. И как не любить его, как не жить им, если он - бурный ветер времени, который хлещет над планетой. Репортаж - могучий агитатор фактами за коммунизм. Думаю, лучшее средство от старости, лучшее средство сохранения боевой формы - это, поверьте мне, репортаж. Огненный, неистовый, боевой, когда человек не знает слова "нет" и задает только один вопрос: сколько строк или сколько минут. По-моему, ни один жанр не требует такой "отдачи" духовных и физических сил журналиста, способностей, знаний, жизненного опыта, остроты партийного чутья, как репортаж.

Он уже заменяет публицистику, очерк, который очутился на переднем крае духовной жизни, переднем крае советской журналистики. Репортаж - это обобщающий жанр, который включил лучшие черты очерка, интервью, отчета, обзора, все это сплавил и образовался удивительный, чудесный жанр, обладающий активной наступательной силой.

Репортаж дорог своей сиюминутностью, возможностью сейчас, мгновенно рассказать о явлениях, событиях, свершениях. Здесь все дается наглядно и все построено на высоком темпе. Благодаря активному наступательному действию репортаж выдвигается на передний край нашей идеологической работы. Хронику можно написать, сидя за редакционным столом, по телеграммам, письмам, восковкам ТАСС. Репортаж сидя за столом редакции невозможен. Нет репортеров сидячих, нет репортажа стоячего. Репортаж - это движение.

Советский репортаж глубоко оптимистичен, он энергичен, он в поиске, он в открытиях, он агитирует фактами за коммунизм. И только в этом существо советского репортажа. Популярность этого жанра возросла настолько, что появляется все больше книг репортеров и сборников репортажей. Рождение "репортерской библиотеки" - явление во всех отношениях примечательное, - оно говорит о росте советской журналистики и ее боевого жанра".

Рябчиков рассказывал о работе над книгой "Репортаж эпохи" , изданной в 68-м, но изначально приуроченной к 50-летию советской власти.

"Вместе с главным составителем антологии Юрием Юровым , с Владимиром Бонч-Бруевичем , Анатолием Гудимовым и Анатолием Рубиновым я просмотрел множество газет и журналов. Мы увидели: интересных и важных репортажей за полвека так много, что лишь четвертую часть их удалось вместить в антологию. Рухнуло долгое время бытовавшее мнение, будто репортаж - "однодневка", и живет он вместе с газетой не более дня. Жизнь опровергла эту напраслину. Репортаж прочен и долговечен и как литературное произведение, и как историческое свидетельство".

В чем, уверен Рябчиков, притягательная сила репортажа?

"Важнейшим его признаком является (если взять на вооружение техническую формулу кинематографа) эффект присутствия. Находясь на месте события, репортер живым, образным, насыщенным фактами рассказом (в нем "густо замешаны наиболее сильные стороны интервью и очерка, хроники и эссе, публицистики и документа. В нем есть скупо очерченный пейзаж, штрихами набросанный портрет, характерные особенности речи героя, "стреляющие" цифры, впечатляющие документы; плюс к этому - вторжение в повествование самого автора с его комментариями, репликами, переживаниями") вызывает у читателя такое сильное ощущение, будто он, читатель, находится в гуще событий. Он смотрит на мир глазами репортера.

Репортаж - подзорная труба эпохи. С помощью этой "волшебной трубы" читатель видит невидимое: он проникает с репортером в толщи вод и в сердце гор, приходит в заводской цех и на колхозный ток, следит за поисками ученых и мчится на реактивном самолете, наблюдает за стартом космического корабля и высадкой исследователей на Северном полюсе. Из каждого репортажа хлещет ветер исторических бурь, веет новизной свершений и светит солнце побеждающего разума.

"Эффект присутствия" находится в прямой зависимости от личности репортера, от того, что и как он видит, где ему удается побывать, с кем поговорить, прежде всего какова его нравственная, художественная позиция, во что он верит, за что агитирует".

Другим, не менее важным признаком является авторское "я". "Ни один другой жанр так не требует авторского участия, как репортаж: я вижу, я слышу, я присутствую, я иду, я думаю. Вот необходимые условия, которые дают возможность жить этому жанру".

"А ведь было время, когда это считалось недопустимым говорить "я", когда считалось, что если я лечу на одноместном самолете, нужно было писать "мы летим на одноместном самолете". "Я" изгонялось, "я" считалось недостойным и говорилось, что это нескромно. Пришли другие времена, открылись новые возможности для журналистики и для репортажа. Когда человек находится на месте великого события, он может говорить: "Я вижу, я слышу, я думаю". Только тогда и рождается настоящий репортаж, в котором есть все - образ, меткое слово и мысль". Евгений Иванович следил, внимательно и пристрастно, за тем, как развивается любимый жанр, как он проникает, притом быстро, в самые разные сферы творчества. Этот процесс был в поле его зрения еще с послевоенных времен. Например, в одной из своих лекций (1948 год) Рябчиков подробно "разобрал" нарождавшийся тогда "фоторепортаж" : "Что это такое? Это агитация за коммунизм яркими фактами, запечатленными на пленке. (Подчеркну: ленинское требование агитировать фактами за комунизм Рябчиков не раз использовал в качестве убедительного аргумента в спорах о сути и предназначении того или иного вида информации. - М. В.). Такой репортаж особенно важен и ответственен. Снимок всегда бросается в глаза читателю, большинство из них сначала смотрят снимки и только потом приступают к чтению газеты.

Фоторепортаж не однороден: мы имеем информационные "фото-окна", "фото- очерки", "фото-этюды", "фото-плакаты", "фото-шаржи", "фото-полосы", "фото-удары", "фото-карикатуры", "фото-обвинения".

Наши фоторепортеры и отдел иллюстраций очень мало заботятся о том, чтобы снимки имели газетный повод, имели крючок, которым бы снимок прочно сцеплялся с газетой, а отсутствие злободневности ведет к тому, что в номерах много пятнышек, много снимков украшательского характера. Редкий гость на газетной полосе - подлинный фоторепортаж, рассказ фотографа о факте, агитация фотографа своими силами за коммунизм".

Е. И. анализирует причины такой "отстраненности" и предлагает варианты фоторепортажа, а то и фотоочерка, намечает пути улучшения работы фоторепортеров (ведь "среди них есть даже малограмотные, не умеющие написать маленькую грамотную подпись").

Один из любимых Рябчиковым "подвидов" жанра - путевой репортаж , который во многом новаторски преобразился благодаря творческим поискам Е. И.: "Тот, кто хочет заниматься путевым репортажем, путевыми очерками, кого влечет путешествие, тот должен иметь самый широкий охват явлений, не должен бояться труда и потери своего времени. Без этого нет полноты знания жизни. Я глубоко уверен, что журналисту нужно внимательно читать и историческую литературу, и геологическую, и этнографическую, материалы по мореплаванию, ихтиологии, гидростроительству и охоте - все понадобится!".

В золотой фонд журналистики вошел его "путевой" цикл "Енисей - голубая дорога" (о тех семи очерках в "Огоньке" говорили, что они "исполнены мастерски", "на высоком литературном уровне", без каких бы то ни было неточностей, что по прочтении "открывается живая картина" жизни).

Рябчиков искренне гордится тем, что репортаж шаг за шагом отвоевывает себе место не только в газете ("Теперь нет уже ни одной городской, районной газеты, которая бы не выносила на первую полосу рубрику "Репортаж". Я храню номера "Правды", "Известий", "Комсомолки", в которых одновременно печатали по три репортажа. Репортаж стал необходим газете") и на радио, в кино и на телевидении, но и в журналах - литературно- художественных, "тонких" и даже "толстых", научно-популярных.

Симптоматично, считает Е. И., появление синтезированных форм репортажа - фоторепортаж, "поэма- репортаж", "стихорепортаж", "роман- репортаж". "Что это, - задается вопросом Рябчиков, - мода? поветрие? сенсационная забава? Нет! Это - закономерность развития журналистики, отражение гигантского роста массовых средств информации. Каждая эпоха требует своего жанра, и наша эпоха потребовала развития самого оперативного, боевого, наступательного, всепроникающего жанра - репортажа. Нет репортера сидячего, нет репортажа равнодушного, неподвижного.

Мне кажется, репортаж стал открывать свои новые возможности. Стали печатать репортаж "двумя перьями", репортаж с горчинкой, сатирический, лирический и даже фантастический - из будущего, из прошлого (Рябчиков отдает приоритет "Комсомольской правде", журналу "Техника - молодежи". - М. В.).

Привлекает новый стиль репортажа - он "обслуживает" не только исключительные события, когда требовалась особая осторожность в подаче материала, то теперь репортаж стал даваться по многим вопросам текущей жизни страны".

Не удивляет, скорее, обнадеживает, и появление новых рубрик ("их не было и не могло быть в давние времена") "Читатель - репортер", "Репортаж рабкора" ("Рабселькоровское движение выдвигает способных людей в журналистику, и я верю, что кто-то из выдвиженцев увлеченно займется репортажем"), "Репортаж читателя по просьбе читателя". Словом, репортаж стал массовым, "всеядным" жанром. "Иного и не могло быть! Динамичная, бурная наша эпоха требует динамичного, активного жанра. Репортаж - жанр эпохи".

Евгений Иванович не избегал обсуждения острых вопросов, которые ставила практика репортажа. "Вы можете сказать: в репортаже не исключены такие смещения, что разговоры о целостности жанра сейчас неправомерны. Я на это отвечу так: да, конечно, будут большие новшества в репортаже, и мы уже их видим: например, поэтический репортаж Евтушенко. Происходят большие, сложные, интереснейшие явления, которые свидетельствуют о том, что жанр репортажа сейчас находится в состоянии расцвета, он в пути, он приобретает новые качества.".

И крайне огорчался, когда кто-либо из коллег не замечал, не ценил этого, считал репортаж "простейшей, нередко граничащаей с примитивом формой информации, пространной хроникальной заметкой, без малейшей заботы об экономии и смысловой насыщенности слов и выражений, перегруженных междометиями и восклицательными знаками", полагая, что "репортаж часто уподобляется объективу фотоаппарата, в виде безучастного механизма четкими словами отщелкивает все наблюдаемое, лишенный возможности истолковать, разъяснить и комментировать его".

"После подобной "теории", - возмутился Е. И., - кто же будет заниматься репортажем? А она, эта "теория", противостоит, противоречит ленинскому требованию: нам нужна армия всезнающих, всевидящих репортеров! И коль уж мы теперь так часто говорим об ускорении, то не должны забывать, что в журналистике самый скорый, самый быстрый, самый боевой жанр - репортаж".

Рябчиков выражает надежду, что Союз журналистов "поднимет репортаж на еще более высокий уровень, что секции репортеров, помогая Союзу журналистов, по-деловому займется разработкой методики репортажа, установлением закономерностей жанра, его особенностей". Ведь положение, когда "наши теоретики, которых немного, к сожалению, обходят репортаж или занимаются то аллилуйски, захваливающе, то обходя теневые стороны, вызывает тревогу".

Штрих к теме.

Выступая на VI съезде Союза журналистов СССР (1987 г.), Рябчиков затронул эту болезненную тему на, так сказать, всесоюзном уровне:

"Да, и мы где-то повинны в том, что не можем пробивать многие препоны, которые мешают говорить народу о наших достижениях и подвигах, о том замечательном, что происходит в стране. Ведь напечатать резко критическую статью бывает куда проще, чем очерк о научном открытии.

Скажу с болью о Министерстве авиационной промышленности . Оно делает так, что за границей рассказывают со схемами и чертежами о наших не только гражданских, но и боевых самолетах, а в министерстве нам заявляют: "Это нельзя! И это нельзя! А это тоже нельзя!".

Я так взволнован, что не могу подобрать интеллигентного слова, чтобы оценить некоторые официальные ответы МАПа. (Смех в зале. Аплодисменты). "Огоньку", например, в связи с моим выступлением в журнале грубо ответил заместитель министра. Я возмутился: публикация-то о событиях полувековой давности, никаких секретов нет, об этом рассказано в специальных журналах, так в чем же дело? "Нельзя!" - вот и весь ответ".

Ссылки:

  • РЯБЧИКОВ Е.И.: ГРАНИ ТВОРЧЕСТВА
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»