Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Рябчиков Е.И.: Редакция "Литературки" - "на колесах"

Самая крупная акция, которую возглавил Рябчиков как литгазетовец, - выездная редакция, первая из тех, что отправились в поездку по Сибири.

В первую бригаду "рядовыми" включили около 30 человек. Среди них - А. Безыменский, В. Захарченко, С. Островой, Е. Строгова, В. Ревич, Н. Столяров, группа кинооператоров ЦСДФ, художник С. Куприянов, фотокорреспондент М. Трахман. Организацией и этой и последующих бригад занимался лично главред "Литературки" С. С. Смирнов .

Евгений Иванович оставил довольно подробные дневниковые, а также иного рода записи своих впечатлений. И первые связаны с выбором маршрутов и предотъездной подготовкой.

"Наша поездка - это также проявление неутомимой подвижности советских литераторов, захваченных идеями семилетки. Это - тоже романтика и героика, служение великому делу. Кто расскажет о стройке Назаровской ГРЭС, об Ангарске, о далеких совхозах целины, о сплоточных запанях на Енисее, о трассах нефтепровода? Кто расскажет о людях, творящих новь семилетки в далеких, порой пустынных и труднодостижимых местах?

Разложив на столах карты, справочники, железнодорожные расписания, мы занялись нелегкой работой - выбором маршрута по Сибири. Захотелось проехать до Читы - уж если "заглядывать" в Сибирь, так "до дна"!

После консультаций, дискуссий, широких обсуждений маршрут был принят для пяти бригад такой, что охватывал и Омскую область, и районы гигантского Красноярского края, и строительство Братской ГЭС на Ангаре, и Коршуниху - эту кладовую несметных рудных сокровищ, и Черемхово, и Ангарск, и Иркутск, и Улан-Удэ, и Хабаровск, и Комсомольск-на-Амуре, и Владивосток, а также Хакасию, Кузбасс, Новосибирскую область, целинные земли Алтая и Казахстана. Гигантский небывалый маршрут!".

В "дорожной карте" первой бригады обозначили, пока предварительно, Омск, Новосибирск, Красноярск, Назарово, Дивногорск, Ангарск, Братск, Тайшет. Многие в тех краях и не бывали. Поэтому провели семинар - некое посвящение в сибирскую тему ("прежде того я побывал у академика Ивана Петровича Бардина , знаменитого советского металлурга, одного из создателей сибирской металлургической базы, и на семинаре рассказал о том, что поведал мне ученый")".

Решено, что едем поездом.

"У поезда есть важное преимущество перед самолетом - ты видишь в подробностях картины, обычно исчезающие в полете, превращающиеся лишь в детали картообразной воздушной панорамы. Разве заметишь, например, с высоты вон тот, только что мелькнувший новенький, недавно построенный колхозниками пруд, еще не заросший осокой и желтеющей ряской? Разве обратишь внимание на неестественно красных коров, выходящих из густого зеленого леса, и на пастушонка в длинных портах, на ходу читающего книгу? Или новые силосные башни, колхозную ГЭС, фермы, дороги, мосты?

Видение земли "на уровне глаз" позволяет даже на самой большой скорости поезда обнаруживать приметы нового, видеть жизнь в каком- то совершенно своеобразном разрезе - в движении, в удивительном калейдоскопе. Конечно, это и есть тот пресловутый взгляд из "окна вагона", о котором сказано так много горького. Но даже самое примитивное видение из окна вагона открывает так много нового, дает такое ощущение перемен, что детали, представленные во множестве, образуют единую, властно захватывающую внимание, картину".

Надо только уметь видеть! "Всюду строят! - вот главное в этой картине. Кажется, нет села и деревни, нет такого поселка, где не возводился бы дом, не строили бы клуб или баню, не прокладывали бы дорогу. <.> Куда ни посмотришь, - везде проявляется строительный азарт, неуемная страсть созидателей, их размах, показывающий могучую силу народа".

Сначала намечалось, что у редакции будет один вагон, но партийные кураторы со Старой площади, горячо поддержавшие начинание московских писателей, порекомендовали оборудовать два и создать в них такие условия, чтобы можно было работать плодотворно.

"Подбором вагонов и оснащением их горячо занялся директор издательства "Литературной газеты" Василий Семенович Медведев . Это высоченного роста человек неукротимой энергии и огромного опыта, в свое время получал от Алексея Максимовича Горького задания по организации выездных бригад писателей. В руках такого человека организация "выездной" пошла очень быстро. За несколько дней Василий Семенович "включил" в подготовку выездной редакции множество самых различных учреждений.

Когда все было готово, Медведев повез редакторов и писателей на запасные пути Ленинградского вокзала. Там мы увидели два цельнометаллических железнодорожных вагона с белыми табличками на зеленых боках: "Литературная газета, выездная редакция". В мягком вагоне этого "дома на колесах" уже были тщательно застелены постели, на столиках стояли лампы под оранжевыми абажурами, лежали блокноты и карандаши.

Каждый, кто приезжал посмотреть на "выездную", обязательно заходил и во второй вагон-гараж. Там стояли непривычно неподвижные два автомобиля, была оборудована фотолаборатория, погружены бумага и типографские принадлежности. В вагоне-гараже было выделено также место для "салона", где участники "выездной" смогут проводить редакционные летучки и собрания; по совместительству "салон" будет служить и столовой.

- Можно приступать к работе! - довольно заметил Георгий Марков, один из руководителей Союза писателей СССР. - В таких походных условиях обязательно захочется писать".

Штрих к теме.

"Медведев отпечатал и переплел в типографии объемистый путевой дневник выездной редакции, на нем оттиснул золотом "марку" редакции. Вручая мне этот увесистый том, сказал тоном убеждения:

- Пишите подробнее. Все! Даже мелочи. Будет интересно.

Смотри, - раскрыл некоторые "секреты" Василий Семенович. - Мы выхлопотали распоряжение - его уже передали по железнодорожному телеграфу: "Всем начальникам станций немедленно оказывать содействие выездной редакции". Читай: тут написано, чтобы нас прицепляли к первому проходящему поезду, чтобы ставили нас в тупики на самой станции, а не черт-те где, давали немедленно свет, телефонный кабель и воду. Кроме того, вы получите с собой предписание по всем линиям Сибири: мыть писателей в деповских банях и душах, кормить за деньги на узловых станциях и вне очереди водить в санпропускники.

- Уважил! Очень! Очень! - польстил я Медведеву. А он посвятил меня в некоторые закулисные дела. Совсем это не легко добиться разрешения на израсходование солидной суммы денег, разработать с железнодорожниками точный график движения вагонов, сроки их осмотра, обеспечить на стоянках подключение к вагонам телефонов и света. Хотя я сам принимал достаточно деятельное участие во всей организации "выездной", однако, не представлял себе в полной мере, сколько нужно было Медведеву и его помощникам потратить сил и нервов на технику организации "редакции на колесах"".

Перед отъездом из Москвы.

"Нашу бригаду пригласили в ЦК КПСС: дружески расспрашивали о творческих планах, об отношении каждого писателя к поездке, узнавали, нет ли вдруг среди нас людей, едущих не добровольно, а под каким- нибудь "нажимом"?

Этот долгий задушевный разговор взволновал всех нас, показал, что Центральный Комитет партии придает серьезное значение начинанию московских литераторов и ждет от нас по-настоящему интересной, яркой работы в Сибири.

Нужно ли говорить, как все это окрылило нас, придало нам новые силы!".

Наконец, 10 июня - в путь, с Казанского вокзала, в 22.30 поездом "Москва-Новосибирск". Этим же числом оформлено удостоверение Рябчикову, в котором подтверждалось: Е. И. назначен руководителем выездной редакции "ЛГ" на стройках семилетки в Сибири и редактором многотиражки "Литературная газета в Сибири".

Из писем и дневниковых записей Е. Рябчикова.

10 июня, поздно вечером. "Переходя из вагона в вагон, я остановился в тамбуре, глотнул свежего ночного воздуха и невольно прислушался. Сколько раз слыхал я в своей жизни всегда зовущий, всегда радостный, деловой и немного тревожный стук колес, глухое лязганье буферов, свист ветра. Так было, когда я убежал из дома и беспризорничал на юге России. Так было, когда по заданиям редакции я отправлялся в бесчисленные поездки то к берегам Тихого океана, то к Балтике, то за Полярный круг. Так было, когда я ездил по Китаю и Чехословакии, по Австралии и Румынии.

С перестуком колес в памяти связана вся моя корреспондентская деятельность - спешить, быть первым, не опоздать на событие!

Сейчас же мне доверено руководить коллективом литераторов, направлять его, изучать с товарищами жизнь новой Сибири, находить важные темы и самостоятельно, вдалеке от редакции, выпускать писательскую многотиражную газету.

Что прежде всего нужно сделать? Организация - мать успеха. Для начала нужно утвердить распорядок дня и правила поведения в нашем "домике на колесах", распределить обязанности, принять план работы на ближайшие дни. Короче говоря, каждый должен знать, что он должен делать, каковы его обязанности.

После отхода поезда, примерно через 10 минут (!), был собран в "салоне" штаб "редакции на колесах" и решены первоочередные вопросы".

11 июня. "Вот уже сутки, как мы в пути. [Сегодня] на 10 часов было назначено общее собрание выездной редакции. Прошло по-деловому, принят план подготовки материалов для "Литературной газеты" и многотиражки. Товарищи заявили, что считают себя мобилизованными и будут работать во всю свою силу. Хорошо говорили Василий Захарченко , Александр Безыменский , С. Ф. Величкин информировал о хозяйственных делах. ( Сергей Федорович - наш бог харча и мытья. "Это такой человек, - заверил меня Медведев, - что он скорее перевернет всю железную дорогу, чем позволит не вовремя прицепить вагон, у него хватка мертвая"). К слову, наши (литгазетовские. - М. В.) хозяйственники организовали все с большим мастерством и заботой, что отмечено всеми членами "выездной".

В купе и в "салоне" стучат машинки - готовится стенная газета "Даешь!", которую деятельно выпускает Сергей Островой , пишутся заметки для многотиражки, вырабатываются творческие планы для "большой" газеты. Коллектив постепенно сплачивается, люди находят свое место и свою работу. Против чего бессильны даже наши хозяйственники - жара, пыль, тряска в хвостовых вагонах. Так валит хвостовые вагоны с борта на борт,

13 июня. "Мы уже трое суток в пути! Стучат, стучат колеса, лязгают буфера, мелькают за окнами леса, реки, долины, села, города. А в хвосте поезда, раскачиваясь, бросаясь из стороны в сторону, мчатся два вагона с белыми табличками "Литературная газета, выездная редакция". На общем собрании всей бригады, на заседаниях штаба, а также на творческих "летучках" удалось сплотить коллектив, выработать план работы в Омске, общими усилиями выпустили стенгазету "Даешь!", фотобюллетень - приложение к стенновке, подготовили несколько поэтических лозунгов, путевой публицистический репортаж, осмыслены темы фотоочерков и фоторепортажей.

Жизнь "редакции на колесах" кипит. Все уже перезнакомились, сработались, подружились, и бригада стала одним коллективом. За все трое суток не было ни одного случая нарушения дисциплины и пьянства. Медведевцы - так называем мы хозяйственников - творят чудеса. Сам Василий Семенович о многом позаботился, и организовал все самым отменным образом, но и без него Сергей Федорович Величкин и его помощники создали такие условия для поездки и работы, что каждый член бригады не раз уже высказывал свое восхищение общей организацией дела. Все получают завтраки, обеды, ужины; Величкин достает простоквашу, молоко, с собой везем минеральную воду, лимоны, введена санаторная система предварительных заказов.

Если бы не жара ! 32 градуса! Духота, пыль, отчаянно стучит сердце.

С 15-го начнем передачу материалов для газеты. С таким расчетом, чтобы успеть к началу работы Пленума ЦК".

ОМСК

14 июня. "Прибыли в Омск. Четыре часа утра. Сначала банька, завтрак, потом беседа у первого секретаря обкома партии. Затем - экскурсия по городу, поездка в район нефтеперерабатывающего завода, посещение детских садов, знакомство со знатными людьми. Вечером, всей бригадой - на телестудию. По возвращении из города, в поздний час, когда у всех слипались глаза от усталости и сна, провели вечернюю планерку: обсудили итоги дня, план на завтра, подбодрили товарищей, ответственных за подготовку первого публицистического путевого репортажа.

Все чувствуют себя хорошо, полны впечатлений. Но - главное выдать редакции интересные, яркие и умные очерки, публицистику, стихи. Уверен, что все это будет сделано".

15 июня. "С утра - на стройплощадку, где возводится грандиозный для Европы и Азии Омский нефтеперерабатывающий завод . Мы облазили стройплощадку, забирались на высотищу громадной башни, встречались со строителями, эксплуатационниками, довольно подробно познакомились с громадиной нефтяной индустрии.

А какие у них роскошные теплицы! Чего там только нет! Нам показалось, будто мы не в Сибири, не в Омске, а где-то на благодатном юге.

После обеда - встреча с молодыми нефтяниками и строителями. Александр Безыменский был "в ударе" и покорил слушателей. Отлично разговаривал с молодежью Василий Захарченко . В сущности, все выступавшие были "на высоте".

Поздно вечером я открыл "ночную планерку" - она продолжалась до 3-х утра. Спорили бурно: все чувствуют свою ответственность перед "Литературной газетой" и хотят как можно быстрее найти темы, собрать материал и приступить к написанию и передаче в редакцию. Прочитал то, что приготовили товарищи, и вынужден был забраковать и серьезно поговорить с ними. Легко и приятно описаны пустяки, природа, но не увидена Сибирь, отсутствуют мысли о Сибири.

Завтра, кроме передачи материалов в редакцию, мы должны провести семинар, на который съехались более ста журналистов из разных областей Сибири, Алтая и Казахстана. Но это - не все: с утра едем на Омский шинный завод . А вечером должны выступать перед рабочими Октябрьского района".

16 июня. "День был более чем насыщенным. На семинаре журналистов прослушали три лекции. По-моему, все хорошо. Выступил и я - о рождении темы.

Провели уже выступления по телевидению, два вечера в рабочих дворцах культуры. "Омская правда" опубликовала сегодня фото и информацию "Московские писатели в Омске", ежедневно передают расширенные информации по радио. На улицах вывешены рекламы "Литературной газеты", в киосках продают наш первый номер многотиражки.

Напряжение огромное. Встаем чуть свет, ложимся на рассвете. Сегодня была очередная планерка - и опять. часы показывают тоже 3 часа, а мы только что закончили обсуждение итогов дня, приняли план на завтра, утвердили передачу литературных материалов в "ЛГ", поломали голову над номером многотиражки и лекциями очередного дня семинара журналистов.

Душно, жарко, дышать нечем.

Все очень и очень интересно, важно, захватывает. Город оказывает совершенно поразительное внимание к выездной редакции (приветственные лозунги, стенгазеты в цехах, сувениры, цветы. - М. В.). Пока все идет хорошо. Есть всякие мелкие "но", проходящие неурядицы, схватки, но они ничто в сравнении с тем, как азартно и с желанием работают писатели, как они поражены Сибирью, как восторгаются всем увиденным. А удивляться есть чему. Я сам удивляюсь".

Штрихи к омской неделе.

Рябчиков успел "проинспектировать" практически все "пространство" печатного и устного слова. И дал оценку радио- и телеинформации, газетам, включая заводские многотиражки ("Нас особенно порадовала низовая печать. Нам подарили комплект "Крокодила" Шинного завода. Это сделано просто на хорошем уровне, это делали талантливые люди"), фильмам киностудии. Разумеется, адресовал пожелания местной писательской организации. ("В стране знают ее руководителя. Леонид Иванов - это талантливый, смелый публицист, знающий, о чем он хочет говорить, знающий, за что борется, что защищает", он "обладает большим дарованием, смелый человек, думающий человек"). Заметив при этом: главное - не забывать о сюжете, конфликтах, типических характерах, литературном мастерстве.

"Хочу отметить, что писатель, работающий в бригаде, находящийся в творческом коллективе, куда больше получает духовно сам и куда больше дает людям. Захваченный деловым кипением жизни, выпуском многотиражки, выступлениями на встречах с рабочими и колхозниками, обретает он куда более важный жизненный опыт, коллективное суждение о сложных явлениях, становится активной общественной силой. А тем самым писатель глубже проникает в самую суть общественных процессов, явлений и событий.

При обсуждении отдельных ситуаций дискуссии были очень жаркими, затягивались они до ночи. Мнения высказывались полярные. Но не будь подобного коллективного обсуждения, не будь единого разума бригады, возможно, в иных условиях было бы высказано в печати ошибочное суждение".

21 июня. Рябчиков - главному редактору С. С. Смирнову: "Большое Вам спасибо за то, что Вы настояли на публикации целевой "сибирской" полосы и тем самым дали возможность выездной редакции как-то представить себя перед читателями. Я не знаю, как оценят на летучке вышедшую полосу, но здесь она произвела огромное, я подчеркиваю, огромное впечатление. В этот же день вышла и вторая многотиражка "Литературная газета в Сибири". Такой "массированный удар", конечно, не мог пройти незамеченным.

Хочется поделиться первым, робким опытом. Он, возможно, будет полезен второй бригаде. Дело в том, что люди с огромным вниманием и любовью относятся к литераторам, да еще московским, хотят тут же, не дожидаясь, получить "отдачу", и встречи являются замечательным средством "отдачи" и живого общения литераторов с рабочими, строителями, колхозниками ("выездные" побывали на целинных землях области - в двух близлежащих районах. - М. В.). Слушают поэтов и публицистов исключительно хорошо, аудитория на редкость благодарна, чутка, отзывчива.

Работа над многотиражками, - продолжает Е. И., - шла в трудных условиях, пала она в значительной мере на плечи В. Ревича , работающего самоотверженно и несколько ночей вообще не спавшего. Притом, что типография допотопная, шрифты однообразные.

Сложность издания многотиражки "сходу" в прежде не знакомом городе усугублялась тем, что нужно было найти место для [нее] в городе, где есть своя областная и многотиражная печать, где есть радио и телевидение. Мы долго ломали голову над тем, как войти в жизнь писательской газетой, о чем писать и как писать, какие поднимать проблемы, как оформлять газету и т.п.

Большую, совершенно неоценимую помощь оказала нам директор книжного издательства Валентина Степановна Курнева : вместе с Ревичем и Юлией ( Ю. Дьяконова , инженер-полиграфист. - М. В.) пропадала она ночами в типографии (очень старой, требующей реконструкции, но там работают талантливые, старательные люди), и не будь ее, мы, возможно, не смогли бы вообще выпустить в такие сроки две многотиражки.

За десять дней коллектив сплотился, проявил себя дружным, боевым, творческим соединением.

Не знаю, было ли условлено, что Рябчиков охарактеризует участников поездки, но оценки, причем довольно подробные и не всегда лицеприятные, - присутствуют. Меж тем, даже критикуя, и довольно резко - однако не злобиво! - Е. И. обязательно отметит несомненные достоинства того или иного "бригадника" или позитивные перемены, которые вызваны общей обстановкой, отношением омичей.

Поэтому никто, похоже, не обижался. По крайней мере, "письменных" свидетельств нет. И даже более того: в "Отъездной бригадной" - то была шутливо-музыкальная "визитная карточка" литературного десанта в Сибирь - Евгения Ивановича величают бригадиром, "лучшим в мире", не говоря уже о его достоинствах "в журнализме" ("высший гений"). Может, Е. И. хотел, чтобы его "наблюдения" пригодились при подборе составов второй, третьей бригады? Ведь кое-кто вел себя "по барски", отличался "гипертрофированным самолюбием", с трудом "вписался" в коллектив.

Перед отъездом из Омска, - подытоживает Евгений Иванович, - встретились с руководителями области и города, выслушали самые добрые отзывы и пожелания.

В благодарственном письме, которое направил главреду "ЛГ" С. С. Смирнову секретарь Омского горкома партии А. А. Родионов, сказано, в частности: "Вы сделали большое и важное дело, возродив славные традиции редакции "Правды", направлявшей свои выездные редакции на стройки первых пятилеток". А среди наиболее интересных омичам очерков и статей отмечены "замечательные и яркие" публикации и Е. Рябчикова - "К счастью одна дорога", "В степи прииртышской".

Уже будучи в пути, провели общее собрание, а перед тем высказались на партгруппе. Все "излили душу", повеселели. И снова стучат машинки, снова мечтаем о том, что будем делать на берегу Енисея. Взыскательность, требовательность к выпущенным многотиражкам и к тому, что опубликовано в "Литературной газете" - живое свидетельство того, что бригада видит свои недостатки и сделает все, чтобы в сложных и трудных условиях улучшать свою работу".

А вот фрагменты эмоций Е. И., которые сопутствовали последующим "этапам" сибирского маршрута "выездной". Красноярск.

"Статья в многотиражке о переселении из Москвы в Красноярск Института леса и древесины Академии наук СССР и о мытарствах научных сотрудников поднимала острые проблемы и принесла практическую пользу".

БРАТСК.

"На собраниях выездной редакции обсудили положение на двух великих стройках Сибири ( Братская ГЭС и Красноярская ГЭС . - М. В.) и пришли к выводу: нужно поддержать желание строителей Братской ГЭС оказать помощь красноярцам и, кроме того, выступить с резкой критической статьей о положении дел на Енисее. Газетная публикация вызвала отклики в Министерстве, в Красноярском совнархозе и на самой стройке. В многотиражке ""Литературная газета" в Сибири" мы опубликовали открытое письмо коллектива строителей Братскгэсстроя, которое имеет, как мне кажется, принципиальное значение не только для двух строек-гигантов".

Со строительства ГЭС Рябчиков прислал в "Литгазету" очерк "Плотина", подтвердивший статус Е. И. как агитатора и пропагандиста "социалистических ценностей", безграничных возможностей, которые раскрываются в человеке, претворяющем "в явь самую дерзкую мечту".

Назарово.

"Едва вагоны выездной редакции очутились в самом центре стройки Назаровской ГРЭС , к писателям стеклись многочисленные бригады с жалобами на недостатки в работе, на плохое снабжение, непорядки в общежитиях, на недостаточное культурное обслуживание. Завязались горячие беседы, и началось изучение жалоб.

В многотиражке и в "Литературной газете" мы выступили с критикой беспорядков, указали на конкретных виновников, организовали перекличку железнодорожников, остро нуждающихся в электрической энергии Назаровской ГРЭС, со строителями, опубликовали открытое письмо строителей ГРЭС к поставщикам технологического оборудования, котлов, турбин и помогли через писательские организации Ленинграда и Украины организовать шефство над изготовлением оборудования для станции".

Иркутск

Последним пунктом "выездной" стал Иркутск.

"В Иркутской области я познакомился с замечательным движением "кладоискателей" . Там по призыву партийных организаций десятки тысяч рабочих, инженеров и служащих добровольно отдают свой отпуск геологическим походам. Добровольцы-разведчики недр получают снаряжение, палатки, рюкзаки и, пройдя некоторую специальную подготовку, уходят на время отпуска в тайгу. Отважные люди штурмуют горные вершины, одолевают буреломы и завалы в глухой дремотной чаще, бредут по звериным тропам, форсируют кипящие на порогах реки и всюду "простукивают землю". Иные открытия были настолько серьезны, что вскоре после донесений по радио бригад добровольцев- геологов в тайгу спешили вертолеты с геологами- специалистами".

При всей насыщенности маршрута Евгению Ивановичу наверняка хотелось выкроить время и найти средства для "броска" в Норильск . Сорвалось! Хотя город их ждал: первый секретарь горкома партии И. А. Савчук даже послал срочную телеграмму К. Федину (Союз писателей СССР; копия - в "ЛГ"), где просит обязать выездную редакцию посетить северный город и комбинат, который за предстоящие годы (1959-1965) станет образцовым предприятием страны по уровню комплексной механизации и автоматизации.

Даже подумалось: уж не Рябчиков ли подсказал идею завернуть литераторов на Крайний Север? Был бы хороший "подарок" к своему, пусть уж и прошедшему, 50-летию.

12 июля вновь собралась партгруппа "выездной", где в присутствии членов партии двух последующих бригад Евгений Иванович услышал в свой адрес.

А. И. Безыменский : "Это человек великолепной эрудиции, исключительных познаний, потрясающей работоспособности. Евгений Иванович, ни один ваш недостаток я не оставлю нераскритикованным, я коммунист, но я вас полюбил искренне за все то, что вы делали и делаете. Я вам открою секрет. Мы создали партийную группу только через неделю, потому что никто из нас не думал, что Евгений Иванович - беспартийный человек. Не пора ли вам подавать в партию? Если вам нужно, даю вам рекомендацию. Мы все коллективно думаем, что это для вас будет этапом вашей личной биографии, вашей творческой биографии и даст вам силы продолжать то большое дело, которое вы делаете".

Н. Т. Столяров , парторг бригады: "Если бы Евгений Иванович (мы говорим это на партийном собрании в присутствии двух бригад) выразил такое желание, то вся партгруппа, и коллективно, и индивидуально, дала бы ему рекомендацию, как в свое время давали на фронте, как дают на переднем крае. Пусть Евгений Иванович поразмыслит - мы только рады будем дать ему такую рекомендацию".

Поразмыслил. И через неделю, 20-го, появилась характеристика- рекомендация (ее подписали парторганизатор Н. Т. Столяров и члены партгруппы А. И. Безыменский, Е. Г. Андреева. В. Д. Захарченко, С. Г. Островой), содержание которой необычно:

"Писательская судьба свела нас с Евгением Ивановичем Рябчиковым на переднем крае борьбы за выполнение решений XXI съезда КПСС по осуществлению величественной программы семилетнего плана. И мы увидели, с каким глубоким пониманием партийных задач тов. Рябчиков выполнял возложенные на него сложные и ответственные обязанности руководителя Первой бригады московских писателей.

Считаем своим партийным долгом выразить ему наше искреннее уважение и сердечную признательность за большую и важную работу по руководству нашей бригадой, проведенную им на высоком партийном уровне. Убедившись в высоких моральных и деловых качествах Евг. Ив. Рябчикова, партийная группа Первой бригады московских писателей единодушно и горячо рекомендует его для приема в ряды КПСС и глубоко уверена в том, что он с честью оправдает высокое звание коммуниста".

К тому времени Е. И. уже успел рассказать о работе первой бригады "сибиряков" на литгазетовском вторнике (14 июля): "Сами понимаете, когда впервые собираются люди, в большинстве имевшие лишь шапочное знакомство, люди разных характеров, разных настроений, разных привычек, разного жизненного опыта, то сначала было очень сложно и трудно создать настоящий коллектив, который бы креп и рос, который бы представлял собою настоящую ударную писательскую силу. И поначалу было немало всяких трений, но постепенно настроения, сродни индивидуализму, развеялись как дым, люди втягивались в работу, организовывался, сплачивался хороший, добрый, ударный коллектив. В этом огромную роль сыграла наша партгруппа, которая была ядром всей бригады и помогала нашему коллективу довольно быстро пережить, устранить всякие болезни.

Так как мы начали работу, когда приближался Пленум ЦК, то мысль, что мы должны выступить со своим словом, с рассказом, что происходит в Сибири перед Пленумом и во время Пленума, - воодушевляла людей. Всего наш добрый, славный коллектив выпустил 7 многотиражек, приготовил 9 полос для московской "ЛГ", провел 38 встреч, в т. ч. три семинара для журналистов, писателей, художников и артистов Омской зоны, Красноярской, Иркутской, на которых присутствовало огромное количество слушателей. В Красноярске, например, - 550 человек.

Наши редакционные вагоны стали своеобразной машиной времени, в век Ту- 104, в век ракет, они вынесли нас в самую глубину жизни, позволили нам побывать на гигантских стройках семилетки, увидеть многое такое, чего, может быть, не увидели бы журналисты и писатели, проехавшие по Сибири в обычных условиях. Нам хотелось, чтобы города Сибири говорили между собой, чтобы люди обменивались опытом. Мы опубликовали обращение электрификаторов к коллективу Назаровской ГРЭС, обращение строителей Братска, величайшей в мире ГЭС, к строителям Красноярской ГЭС. Мы потрясены Сибирью, ее стройками, ее природой, ее гигантскими реками, ее непроходимой и проходимой тайгой, ее необъятными целинными землями, но больше всего - сибиряками. Очарованы Сибирью, влюблены в нее. И если нам удалось принести какую-то пользу сибирякам, то мы будем считать себя счастливыми.

Встречались и с неприятностями, трудностями, приходилось видеть и бюрократизм, и равнодушие, чиновничье отношение к людям, приходилось встречаться с самыми горькими жалобами. Мы старались не быть равнодушными, вмешиваться в жизнь, не оставаться безучастными. У нас очень хорошо работал отдел писем.

Мне кажется, форма бригадной писательской работы себя оправдала. Коллективный труд принес первые результаты. Чистоплюи и скептики, которые отнеслись к форме бригадного труда писателей иронически, потерпели крах. Наша поездка показала, что на подступах к коммунизму во всех областях жизни, даже в такой сложной и трудной области, как писательский труд, начинают пробиваться первые коммунистические черты, появляется необходимость в осуществлении идеи коллективного, бригадного труда".

Конечно, тогда, на "вторнике" выступили и другие литераторы. Общее мнение - притом, что без неудач, издержек не обошлось - поездка была успешной, полезной. А главный редактор поблагодарил за хорошую работу и пожелал написать о "сибирском маршруте" "на высоком уровне".

А потом. "Нас приняла,- записывает Рябчиков, - секретарь ЦК КПСС товарищ Е. А. Фурцева . Встреча длилась более двух часов и поразила всех нас необычайной четкостью, быстротой и точностью в решении сложных задач.

20 июля бригада выступила с отчетом на секретариате Союза писателей СССР. Все мы были обрадованы решением Секретариата заслушать сообщение писательских бригад на широком писательском активе Москвы".

Думаю, именно Е. И. принадлежит предложение "считать первую бригаду стационарной, постоянно готовой по первому зову Союза писателей и "Литературной газеты" выполнять срочные оперативные общественно- политические и теоретические (!) задания, ехать в любое место страны".

Ссылки:

  • РЯБЧИКОВ Е.И. В "ЛИТЕРАТУРНОЙ ГАЗЕТЕ" 1957-1959
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»