Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Рябчиков Е.И.: О перспективах телевидения

Рябчикову не чужды и теоретические проблемы "отрасли". Он руководил творческой секцией кино-телевидения при Центральном Доме журналистов, где тема "Телевизионный репортаж" была среди наиболее популярных; рецензировал исследования (книги, сборники) по близкой ему тематике. Как правило, Е. И. подмечал такие особенности телевидения как средства художественно-публицистического отражения действительности, которые "работали" на перспективу, отличались новизной, обогащали телеэфир.

В одной из рецензий он, к примеру, писал (1963 год):

"Уже в этом году во время первомайской телевизионной передачи с Красной площади были широко применены общие планы Красной площади. Это позволило авторам передачи показать миллионам зрителей народность праздника, его массовость. Каждый раз, когда включались общие планы Красной площади,.. зрители с восторгом рассматривали человеческое море, разлив которого в каменной чаше Красной площади наиболее полно и ярко показывал демонстрацию, общие чувства народа.

Жизнь показывает: уже сегодня возможности передвижения телевизионных камер превзошли возможности кинокамер, они уже смогли передать изображения оборотной стороны Луны, вели передачу из космического полета А. Николаева и П. Поповича. Нет сомнения, что недалеко время, когда телевизионные камеры будут показывать полеты к планетам солнечной системы. В самом ближайшем будущем мы увидим подлинные чудеса в технике телевидения. Они-то и дадут совершенно новые творческие возможности для электронного монтажа. Естественно, все то новое, что принесет техника земных и космических телевизионных съемок, потребует особых творческих усилий от режиссеров, операторов, сценаристов, телевизионных журналистов".

Характерна оценка Рябчиковым брошюры Р. Борецкого "Информационные жанры телевидения" (1961 г.). Отметив несомненные достоинства издания, Е. И. весьма конкретно разобрал некоторые его недостатки, проявив при этом основательное знание предмета исследования:

"Говоря об информационных жанрах, Р. Борецкий должен был четко указать все жанры, дать ясные их определения, их границы, специфические свойства. В брошюре рассматриваются в основном выступления и беседы по телевидению, заметки, интервью и репортажи. Автор не объясняет, почему он исключил отчет, обзор, информационный очерк, корреспонденцию.

Он отвергает право на заочное интервью в телевидении . Но, думается, бурное развитие техники сулит нам множество неожиданностей именно в этом жанре. Скажем, советский космонавт высадится на Луне, и мы, тотчас установив с ним телевизионную связь, проведем заочное интервью. Самого космонавта зритель, может быть, и не увидит, но зато он увидит трещиноватую лунную поверхность, космический корабль, опустившийся в одном из цирков, и видя все это, будет слышать ответы космонавта на наши вопросы. Уверен, такое заочное интервью произведет очень сильное впечатление на телезрителя".

Рябчиков дискутирует с Борецким даже по такому специфическому вопросу, как будущее телеэкрана: "При бурном развитии нашей науки и техники к концу двадцатилетки, когда будет создана материально-техническая база коммунизма, очевидно, телевидение будет уже и цветным, и объемным и сможет обслуживать обширные аудитории", "а не только семью" - в качестве принадлежности комнаты. К слову, Борецкий отметил новаторство Рябчикова- телерепортера, его умение разговорить собеседника, вызвать на откровения. Яркий, по мнению автора книги, пример - интервью Е. И. с учеными - исследователями Антарктиды: "Сам он, участник первой экспедиции, строит беседу живо, образно... ставит глубокие вопросы о характере научных исследований; идет содержательный разговор журналиста с учеными, как равного с равными. И вдруг журналист обращается к задумавшемуся профессору Гусеву: "О чем вы мечтаете, Александр Васильевич? ". Гусев, секунду подумав, говорит с улыбкой: "На этот вопрос обычно нелегко ответить ". Рябчиков: "Знаю. Да, к тому же, вас, наверное, и удивил мой вопрос. Но я сейчас вдруг вспомнил то последнее утро на "Оби ", когда мы подходили к Антарктиде. На палубе непривычно пусто. У борта - вы. Глядите вдаль, туда, где должна показаться кромка антарктического льда". Гусев (оживляясь): "Да, да, Евгений Иванович! Помню. Я сказал вам, что жизнь ученого - это вечное отгадывание загадок, которые ставит перед человеком природа. И вот сейчас впереди огромная, загадочная Антарктида. Что там? Подтвердятся ли наши гипотезы? О многом говорили мы тогда".

Вспоминали же: для радио и телевидения он был человеком безотказным. Ему могли позвонить ночью (и нередко звонили!), обратиться за пять минут до эфира. По неполным данным, Евгений Иванович стал автором и ведущим свыше трехсот телепередач. "Интересно и увлекательно..."

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»