|
|||
|
Рябчиков Е.И.: Как рождается тема
Среди главных вопросов теории и практики журналистики, репортерской профессии - понимание того, что такое "тема", из чего и как она рождается, каков ее "облик" в печатном варианте. Сам Рябчиков по этому поводу высказывался неоднократно. Пожалуй, наиболее существенно и полно - в книге "Рождение темы" . "Я потратил немало времени на то, чтобы найти "печку", от которой можно было бы "танцевать", и выяснилось, что ни в области литературоведения, ни в области журналистиковедения работ о теме нет. Между тем, это самый коренной, самый главный, самый насущный, самый принципиальный участок творческого процесса журналиста. Суть моей попытки - на основе опыта многих журналистов страны Советов, в том числе и на основании своего собственного, установить некоторую методологию в работе, найти закономерности и, если хотите, - законы. Но чтобы работа не была скучной и сухой, построил ее в новеллистической форме: это - новеллы о труде журналиста, интересные сюжетные новеллы, позволяющие входить в творческую лабораторию, осваивать методологию". Рябчиков предлагает свое развитие исследования: от факта - к теме, затем - выбор жанра и, наконец, - разработка сюжета и образа. Самая существенная часть книги, "ее сердце" - та, где говорится "об основе основ в работе над темой - об идейно-художественных позициях журналиста, писателя, поэта, скульптора, кинодеятеля, театрального деятеля, художника". "Четкость идейно-художественных позиций - первый и главный закон в работе над темой. Если есть страсть, если есть желание [иметь ориентиром] планы партии - не пройди мимо интересных явлений в нашей жизни, овладевай мастерством, ибо по наитию работать нельзя". Изыскания Рябчикова встретили заинтересованный отклик в профессиональном сообществе. Конечно, высказывались и критические замечания, пожелания, в т. ч. писать и дальше книги по профессии. Но общий тон сомнений не вызывает. В основе - факт Поле для дискуссии по проблеме "факт-тема-факт" оказалось достаточно широким. Ссылки:
|