|
|||
|
Рябчиков Е.И.: Заполярный кинодебют Март 1945-го
Ночь. Вызов к Панюкову. Там же - начальник Политотдела В. И. Козловский. Александр Алексеевич, как всегда, краток: "Есть сейчас большая и неожиданно срочная работа. Очень интересная. Утром к нам прилетает Новосибирская киноэкспедиция ( Новосибирское отделение Союзкинохроники . - М. В.). Будет снимать Норильск. (Кто был инициатором? Как получили разрешение на такой фильм? У Карпачевой читаем лишь: "Панюков связался с Новосибирском, оттуда приехала съемочная группа". - М. В.). Вам, Рябчиков, поручается организовать всю работу по съемке. Но этого мало. Нужно написать сценарий. В два дня. Не отказывайтесь - это нужно. (В письме родителям 16 марта 1945 года Рябчиков сообщает: "Завтра приезжает сюда киноэкспедиция, меня назначили руководить ею и писать сценарий для фильма о Норильске". - М. В.). Для того, чтобы съемку провести быстро и четко, используйте самолеты, автомобили, оленей. Постарайтесь фильм сделать быстрее. Норильчанам будет приятно увидеть себя на экране". В предварительных условиях - обязательность использования песен и музыкальных произведений, написанных в Норильске. Кроме Рябчикова, в норильскую половину "команды" вошли инженер из Управления И. А. Морель ( Игорю Андреевичу поручили консультировать киногруппу, административные функции; на нем же - техническое обеспечение съемок), А. Н. Гарри и В. А. Гласс . Как писал Рябчиков, первоначально "руководство студии рекомендовало привезти побольше сюжетов об охотниках на песцов, оленеводах и ловле белых медведей": Крайний Север представлялся "все еще местом зимовок, факторий и полярных станций". "Каково же было удивление [новосибирцев], когда на скоростном транспортном самолете Степана Веребрюсова они за пять часов покрыли весь путь с "Большой Земли" до Дудинки и дальше проехали в мягком вагоне заполярной железной дороги. Мартовским хмурым утром увидели они в тундре заводские корпуса Норильска. Гости были ошеломлены: Заполярье предстало перед ними в совершенно новом обличии - не зимовки и фактории, а большой культурный город увидели они, - город с заводами, рудниками, шахтами, автобусным движением, театром, школами, спортивным залом, техникумом, со своей газетой и журналом. О советской Арктике в период Великой Отечественной войны нужно было рассказать совершенно по-иному, не так, как это предполагалось. Нужно было. осмыслить и правильно понять происшедшие исторические события на Севере и создать фильм, ярко показывающий торжество Сталинской заботы о преобразовании Арктики. Фильм будет интересным не только для зрителей "Большой Земли", он поможет и самим норильчанам единым взглядом охватить величавую панораму комбината, увидеть и лучше осмыслить результаты своего труда. А сделано очень много! На студеной земле по воле большевистской партии, по личному указанию товарища Сталина построен огромный металлургический комбинат, распростерший свое влияние на весь Таймыр". 20 марта А. А. Панюков дал разрешение на производство киносъемки объектов комбината - "как производственных, так и всех других". Причем "экспедицию окружили заботой и вниманием, [ей] предоставили все условия для работы" (Рябчиков). Снять старались по максимуму. Список был весьма обширный: шахта, рудник, металлургический завод, ТЭЦ, Дом инженерно-технических работников, стадион, лаборатории, научная библиотека, типография, детский сад, совхоз, больница, гостиница. Даже самолеты, вывозившие продукцию комбината. А перечень "заявок" - неизбывный: просят снять новый электровоз, белого медведя в клетке, массовый взрыв на руднике открытых работ, пассажирский поезд. Пленка фиксирует и "гвардейцев тыла" - "стахановцев военного времени за работой, лучших производственников". И сообщает родителям. 14 апреля 1945 года: "Вот уже скоро будет месяц как занимаюсь с киноэкспедицией. По заданию руководства комбината написал сценарий к фильму о Заполярном гиганте и работаю вместе с киношниками, вожу их по заводам, фабрикам и шахтам. Они потрясены зрелищем нашего города-завода. Фильм должен получиться интересным. В конце апреля, может быть, мне придется вместе с экспедицией вылететь в Новосибирск для озвучивания картины и участия в монтаже. Предполагается, что самолет прямо, без посадки, слетает в Новосибирск и доставит обратно меня с картиной. Вместе с киношниками поснимал и я, благо есть свет. Вышлю вам снимки пурги, оленей и нашего семейства". Наконец, к 1 мая 1945 года (до Победы в Великой Отечественной войне оставались считанные дни) съемки закончились, проект дикторского текста - готов (руководство лагеря отмечало: Рябчиков "провел большую работу по организации киносъемок в сложных заполярных условиях"), и творческая группа, сопровождаемая Е. И., вылетела в Новосибирск. 5 мая: "В день Первомая мы вылетели из Норильска, провожали на аэродроме Сусанна и Шуреник. (В "Записках советского инженера" С. М. Карпачева датирует отъезд киногруппы, включая Е. И., мартом. Это, несомненно, описка. - М. В.). Последняя киносъемка - в Дудинке : массовая погрузка металла на транспортные самолеты. Сели затем в "Дуглас" и махнули за две тысячи километров в Красноярск . Из Красноярска специальным самолетом нас перебросили в Новосибирск, где сейчас происходит окончательная обработка кинопленки. Моя роль сейчас - пишу авторский текст. После озвучания и монтажа повезу картину на просмотр в Норильск. В Новосибирске пробуду недели полторы-две: до окончания работы над фильмом". По дороге, доверимся Рябчикову, родилось "коллективное" название фильма - "Гигант Заполярья". Для завершения работы над фильмом потребовалось порядка полутора месяцев. 14 мая: "Работа в киностудии идет успешно. Вижу много интересного, изучаю технику кинематографии". А по прошествии многих лет вспоминает: "Наконец, "двухчастевка", 20-минутный фильм был готов, его запаковали, и я повез коробку домой". В личном архиве Е. И. есть радиограмма Панюкова от 6 июня 1945 года, адресованная Кононенко, Штыркову и Рябчикову: "Тов. Кононенко обязательно отправить Рябчикова специальным самолетом, который достать у нас или желдорпроекте. Вылет должен быть не позднее 7 июня. Закрытый просмотр картины вечером 6 июня в клубе Дзержинского (Красноярск? - М. В.) провести можно. Вылет самолета в Норильск 7 утром". "Показ, - продолжает Е. И., - назначен на 23 июня, в день торжественного заседания, посвященного 10-летию комбината . Вот тут-то, когда никому не нужно, и "задуло". Еле-еле добрался к 23-му. в Дудинку: там было чуть посветлее, и решили садиться. Оттуда на дрезине - в Норильск. Едем и поглядываем на часы: торжественное заседание, пожалуй, закончилось. Эх, думаю, жаль. На вокзале - машина. Шофер говорит: "Ждут. Не расходятся. Уже часа три, если не больше". Четыре часа ждали! Киномеханик забрал пленку, зарядил, пошла лента. Полный зал - и полнейшая тишина. Впервые видят на экране Норильск. Это только представить себе! - что каждый чувствовал. Мелькнул последний кадр. Аплодисменты. Такие и на международном фестивале не услышишь. Панюков командует: "Заряжай, еще разок!". Шесть раз подряд смотрели! Еще два часа просидели в зале! Шутка ли - Норильск в кино, знакомые лица, некоторые себя видят.". Да, короткий метр, всего считанные минуты экранного времени. Но это же настоящий кинопрорыв! Страна увидела Норильск, еще не обозначенный на карте. Но уже заявивший о себе - весомо, авторитетно. Ссылки:
|