|
|||
|
Рябчиков Е.И.: Водный меридиан Сибири. По Енисею
В 1954 году Е. И. удалось осуществить давнюю мечту. Вот что он говорил об этом (январь 1955-го): "Я сам обратился к товарищу Гику ( Я. М. Гик , зам. ответсекретаря . - М. В.) с предложением совершить путешествие по Енисею - от истоков до устья. Почему? Я люблю Сибирь, бывал много раз в Сибири, жил в Сибири и знаю ее голубую ось - Енисей. Впервые я очутился на берегах Енисея в 1935 году, когда летал корреспондентом "Комсомольской правды" в путешествие из Москвы в Арктику. На обратном пути я побывал на Енисее, и меня, волжанина, родившегося на Волге, проплывшего несколько раз на лодке всю реку от верховьев до устья, Енисей поразил, покорил. Мне привелось восемь раз проплыть по Енисею от Красноярска до Дудинки и Диксона и примерно столько же раз пролететь над водами могучей реки. Я жил в Красноярске и Игарке, в Дудинке и Норильске, в Енисейске и на Диксоне. Красноярский край, Енисей я считаю своей второй родиной после Волги. Не Волга, а Енисей заставили меня полюбить реку, почувствовать силу воды, думать о гидравлической энергии. Еще десять лет назад, в 1945 году, после войны, я мечтал проплыть по всему Енисею. Эта мечта не сбылась, но она осталась. Три года назад (1951-й? - М. В.) я повел разговоры, будучи в Красноярске, с начальником пароходства И. М. Назаровым о путешествии по Енисею. Началась личная переписка, обдумывание, как это лучше сделать. Наконец, в прошлом году все было решено: отдел информации, в котором я работаю, вынес предложение на редколлегию, и там его поддержали; получено "добро" от Министерства морского и речного флота. И подготовка началась удвоенными темпами. Из чего она состояла? Чтение карт, знакомство с литературой (прочитано примерно 116 книг, брошюр, специальных исследований, монографий, диссертаций и т.п.). Я отправился один. Почему? Не столько потому, что дешевле, а потому, что трудно найти просто спутника. Перед путешествием - совещание в Крайкоме, пароходстве, встречи с бывалыми людьми. Было известно, что нужно покрыть путь более чем в три тысячи восемьсот километров. На все ушло два с половиной месяца". В итоге - серия публикаций в "Огоньке" (путевые заметки "Енисей - голубая дорога", включая очерк о Норильске - "Чудо Таймыра"), брошюра "Большой порог" ("Библиотека "Огонька""). Это длительное путешествие - сгусток разнообразных впечатлений, размышлений, бесед, обстоятельств, ситуаций. "Он так описал Енисей, - однажды высказался полярный летчик Б. Чухновский , - так было много правды в его рассказах, что я даже приревновал". Спустя два года состоялось и так любимое Рябчиковым "путешествовие по следам путешествия". Тогда он вновь побывал в Норильске. Сначала - в "Заполярную правду", к редактору В. Д. Мартыновой (встретила так, словно не впервые). Потом - задушевные беседы с журналистами и членами литобъединения. Рассказал о своих поездках, поделился опытом работы и ближайшими планами. Десятки страниц дневниковых записей! Похоже, за несколько дней он "облазил" весь комбинат и город. И даже нашел однофамильца, норильчанина с 1946 года, начальника смены, пометив: 1915 года рождения, из Ростовской области, Вешенского района, жена - бухгалтер, дети. И в одном из февральских номеров "Огонька" за 1957 год "выстрелил" репортажем "За 69-й параллелью". Енисейский "вояж" дал повод Рябчикову весьма емко выразить свое отношение к жанру путевого очерка, "дорожного" репортажа - "боевому, всепроникающему, чрезвычайно важному для печати", жанру, благодаря которому печатный орган обретает "особую актуальность, динамичность". "Именно он, - акцентировал Е. И. при обсуждении очерков в ЦДЖ (январь 1955 года), - предоставляет исключительные возможности широко и полно охватывать огромные области, целые республики, входить в дома и на заводы, опускаться в шахты и подниматься за облака. Само избранное путешествие становится сюжетом, и этот сюжет - путь от одной точки к другой, обычно - от начала пути до его конца по железной дороге, по реке, воздуху, морю, автомобильной трассе - определяет возможность журналиста многое видеть, многое узнавать и, следовательно, знакомить читателей с тем, что есть интересного по дороге. Твердят, что сам путь, трасса - не сюжет. Так ли? Нужны ли выдуманные письма мне? Как правило, читатель видит лишь внешнюю часть путешествия: он плывет по реке, едет на автомобиле или летит на самолете и свободно, непринужденно, иной раз только преодолевая препятствия, видит города, которые показывает ему журналист-репортер, слушает разговоры встреченных людей, заходит в колхоз, на лесопункт, в заводской цех, на железнодорожную станцию. В общем, читатель остается в неведении, как проходило путешествие в действительности. А что же бывает в действительности? Обычно журналист уводит "в затемнение", говоря киноязыком, все, что он делает за кулисами своего путешествия. Так мы все делаем, но это неверно. Из каких элементов слагается само путешествие журналиста, в котором, условно говоря, принимает участие читатель? Превалирует мнение, что все решает подготовка. Это верно. Но еще важнее - искреннее желание журналиста совершить путешествие, его горение, страстность, его воля, заинтересованность в избранном маршруте. Если есть искреннее желание журналиста идти в путь-дорогу, если он видит цель, понимает ее, если она манит его - то все будет хорошо. Спрашивают: что записывать? Все! Не знаешь, что же войдет в репортаж, в очерк. В путевом очерке нужно видеть как можно больше! Снимать как можно больше! Путевой репортаж, путевой очерк по служебному заданию может и не получиться, если журналист подходит к нему, как к выполнению задания редакции, ибо путевой репортаж это не только рассказ - ответ на тему, а это сердце, глаза, душа самого журналиста: что он увидел, что понял, что его порадовало, то, так или иначе, дойдет до сердца читателя". Ссылки:
|