|
|||
|
Рябчиков Е.И.: "как воздух" нужен новый жанр - фотоочерк
Работая в "Комсомолке", Рябчиков практически и "теоретически" совершенствует информационную составляющую газетного дела. Е. И. глубоко уверен, что "информация нужна газете, как воздух", она - "душа газеты", и без нее газеты "не может быть". Его все более привлекают возможности такого жанра, как фоторепортаж : по мнению Рябчикова, он может нести мощный информационный заряд, поскольку формы этого жанра - многообразны (от фото-окна до фото-сенсации) и могут эффективно "сопровождать" любые события в жизни страны. Пока, говорил Рябчиков в одном из своих выступлений, "подлинный фоторепортаж, рассказ фотографа о факте, агитация фотографа своими силами за коммунизм - редкий гость на газетной полосе. Причина в том, что отдел иллюстрации "Комсомолки" живет "на отшибе", на хуторе - в стороне от жизни, питается заданиями секретариата, редколлегии и редко выступает со своими фактами, своими фотообобщениями. Наши фоторепортеры, в отличие от нас, простых смертных репортеров, не приучены к самостоятельной информационной работе, к постоянному поиску информации, к установлению постоянных связей, к специализации в определенных областях". С особой настойчивостью Рябчиков пропагандирует самый, пожалуй, сложный, но в то же время многообещающий жанр фотоискусства - фотоочерк и настойчиво продвигает его в газету, доказывая личным примером возможность для журналиста "выдать", благодаря фотоочерку, историческую ретроспективу - и судьбы людей, и судьбы дела, которым они занимались и занимаются. Штрихи к теме. "Как-то по радио, - вспоминал Рябчиков, - читали несколько суховатую статью одного научного сотрудника из Тамбовской области. В подтверждение выводов автор скромно предлагал желающим при случае познакомиться с колхозным альбомом артели им. Ленина. Что за альбом? Звоню в Тамбовский обком партии, затем связываюсь с райкомом и еду в командировку". И вскоре "Комсомолка" посвятила этой артели Кирсановского района - теперь колхоз им. Ленина - номер под девизом: "Страницы колхозного альбома" - фото-экскурс от сравнительно далекого прошлого, с 1922 года, до конца 1940-х годов (авторский "тандем" Рябчикова и Н. Зонова). Исторические корни и у фотоочерка со Сталинградского тракторного завода, где в 1950-м отмечали 20-летие выпуска первого трактора. Причем Рябчиков, готовя публикацию, прошерстил богатый киноархив, извлек "на свет" кадры с XV съезда ВКП (б), закладки первого камня, из осажденного Сталинграда. Усматривая перспективы жанра, Евгений Иванович дает простор своему воображению: "Почему бы нам не дать большой фотоочерк о родной стране? Показать всю нашу страну от Балтики до Тихого океана, показать, как необъятна, прекрасна наша страна. Почему бы нам не ввести фотоочерк о путешествиях, об экспедициях? Можно дать фотоочерк, очень интересный, о труде наших людей, показать, как работают наши ученые, показать труд, сопряженный с риском, где они проявляют героизм, отвагу. Почему не показать фотоочерк "Путешествие вокруг земного шара", показать, что делается по московскому меридиану. Или дать фотоочерк "История одной стройки сталинской пятилетки", дать историю какой-нибудь ударной стройки. Или фотоочерк "Путь к победе Героя Социалистического Труда"". "Мы должны, - подытоживает Е. И., - заниматься развитием этого жанра и именно "Комсомольская правда" сейчас, ставя широко вопрос о перестройке всей информационной работы и всей работы газеты в целом (курсив мой - М. В.), должна уделить внимание культивированию этого жанра". Один из принципиальных вопросов, волнующих Рябчикова, хотя и "привязан" к фото-теме, в сущности, дает представление об общем характере, как его понимал Е. И., информационной политики. "Какими должны быть снимки? Должны ли они быть красивыми? [Иными словами,] как должен видеть жизнь фотограф? Как должен ее представлять? Каков должен быть угол зрения у наших фотографов? Правильно ли поступает фотограф, когда заставляет вычистить участок цеха перед съемкой или надеть на рабочих комбинезоны? Правильно ли поступает фотограф, когда требует, чтобы его герои надели хорошие платья, приукрасились бы перед объективом? Мне кажется, фоторепортер - не холодный, равнодушный регистратор фактов, он - художник, он - агитатор, он должен видеть жизнь, как художник. Жизнь наша прекрасна, люди наши творят чудеса, люди наши - замечательные, красивые, вот правда жизни, вот что типично для нашей эпохи. И наоборот, нетипично, если мы видим грязный цех, грязный станок, небритого, неряшливого молодого рабочего. Фотограф имеет право и должен вмешаться в жизнь цеха, бригады, должен организовать ее и сделать типичной, характерной. Он должен подтягивать отстающих, чтобы снимки, которые попадут в газету, служили примером, будили бодрость, радость, были бы красивыми". Словом, позиция Рябчикова очевидна, он ее защищает всячески и сдавать не собирается. Размышления о газетном деле приводят Рябчикова к выводу о необходимости изменить статус фотографа - "чтобы он не был придворным при очеркисте или журналисте, т.е. есть темы в газете, которые может решить человек, владеющий фотокамерой и умеющий грамотно написать текст. Здесь должно быть слияние этих двух областей - фоторепортаж и просто литературный репортаж. Жизнь показывает, что сама редакция, если внимательно отнесется к тому, чтобы литературные работники освоили фотодело, чтобы их поощряли в отделе иллюстрации, а не так, как это происходит сейчас, когда их оттуда гонят, сама редакция, говоря грубо, бухгалтерским языком, получит экономию в полмиллиона рублей". Анализируя возможные источники информации, Е. И., в частности, высказывает упрек редакции газеты, пренебрегающей такими, к примеру, как официальные материалы, циркуляры, приказы, афиши и даже пригласительные билеты. "Это хозяйство у нас поставлено бессистемно, неорганизованно. Все официальные материалы разбрасываются по отделам, нигде не концентрируются, и часто мы лишаемся ценных сведений". Наконец - об информационном планировании. "Буржуазная информационная служба основана на "удаче", на "случае", на стихийности. Природа советской большевистской информации принципиально отлична,.. нам чужд дух стихийности и веры в "случай". Она строится на основе планирования, точного знания, хорошей организации, как и вся наша жизнь". Примеры? Пожалуйста. Самые что ни на есть "горячие". "Еще весной мы знали, что в зимнюю пору 1948 года в стране появятся сотни и сотни Героев Социалистического Труда. Но запланировали ли, предусмотрели ли наши фоторепортеры это важнейшее событие? Нет. И в результате газета осталась без нужных, как воздух, снимков о работе Героев, о вручении им наград, и если что и печатала, то это носило крайне случайный характер. Мы знали о пуске Днепрогэса , своевременно послали туда [фоторепортера], и газета имела хорошие снимки об этой большой победе. Мы знали, что будет вручение золотых медалей отличникам учебы. Запланировал ли хоть один репортер это событие? И в результате мы прочитали об этом в "Известиях", но - без снимка. Мы знали, что из Америки в Батуми прибывает лайнер "Россия" с переселенцами-армянами . Наши фоторепортеры не запланировали это событие, пропустили его, и мы с горечью за свою газету смотрели интересные снимки в "Огоньке". Мы должны были знать, что из английского плена, из Бизонии (две зоны оккупации Германии. - М. В.), должны вернуться советские дети. Фоторепортеры не интересовались этим событием, и мы пропустили волнующий момент в жизни". Ссылки:
|