|
|||
|
Рябчиков Е.И. и документальное кино
При всей успешности Рябчиков, похоже, испытывал потребность выйти за рамки газетной и журнальной полосы, заявить о себе не только как "действующее лицо" того или иного яркого, значимого события, не только как профессиональный репортер-информатор. Он помнил, какое впечатление произвел фильм "Гигант Заполярья", и решил предложить свои услуги в сфере документального кино организованному вскоре после войны Министерству кинематографии РСФСР. Там его знали. И не только по норильскому кинодебюту. В 1946-м "Комсомолка" отрядила Рябчикова на открытие первого кинотеатра стереоскопического фильма, и в газете появляются статьи об изобретателе стереокино С. П. Иванове, создании студии "Стереокино" и послевоенном двухсерийном стереофильме "Робинзон Крузо". Стремление Е. И. к сотрудничеству восприняли благожелательно, и в 1947 году приняли к производству полнометражный фильм по его сценарию "Сибирь Советская". Главное управление по производству фильмов Министерства кинематографии РСФСР весьма лестно отозвалось о творческом "почерке" Е. И. как киносценариста и публициста: "С большим художественным тактом и мастерством автор сценария решил сложную тему о большом и богатом крае. Сценарий и фильм отличаются от подобных обзорных сценариев и фильмов отходом от установившихся приемов, обогащают жанр обзорного документального фильма новым решением большой темы". Подчеркивалось, что Рябчиков "много и плодотворно работал вначале над сбором и систематизацией материала, затем над сценарием и, наконец, в процессе озвучания фильма - над дикторским текстом". Достоинства сценария отметила, в частности, газета "Советское искусство". Регулярно погружаясь в разнообразную тематику послевоенной жизни страны, Рябчиков ищет и находит темы, которые позволяют ему быть активным участником кинодокументалистики. И очевидно преуспевает: по его сценариям, с его дикторским текстом на всесоюзном экране демонстрировался, к 1951 году, добрый десяток лент. Патриотическая, жизнеутверждающая "лексика" Рябчикова-документалиста оказалась "ко двору" и получила у руководства Главного управления по производству фильмов (начальник П. Чепурной , и. о. гл. редактора В. Лесин ) Министерства кинематографии РСФСР высокую оценку: "Сценарии и дикторские тексты, написанные тов. Рябчиковым, отличаются острой политической направленностью, глубокой творческой разработкой темы, знанием материала. Тов. Рябчиков над отдельными темами документального кино работал несколько лет, собирая и систематизируя разнообразный и богатый материал. Являясь одним из ведущих киносценаристов документального кино, тов. Рябчиков успешно работает в области создания и формирования жанра художественного короткометражного киноочерка, а также полнометражного документального фильма". Адресованный в групком писателей, этот отзыв мог послужить признанию Е. Рябчикова и в среде литераторов, что наверняка отвечало его умонастроению. Забегая вперед, скажу, что документальное кино со временем стало для Евгения Ивановича средством своеобразного переноса репортажа на экран - без преувеличения, открытием в сфере кинопродукции. Ссылки:
|