|
|||
|
"Комитет РД - по дальним перелетам" 1931
Как известно, 7 декабря 1931 года был образован правительственный "Комитет по дальним перелетам", или "Комитет РД" (РД - рекорд дальности. - М. В.) во главе с наркомом тяжелой промышленности Г. К. Орджоникидзе , и началась активная подготовка к штурму мировых авиарекордов. В сентябре 1934-го Рябчиков стал свидетелем ("сопровождал краснокрылый "РД" по героическому маршруту и поздравлял авиаторов с победой на финише в Харькове") рекордного беспосадочного полета на АНТ-25 М. М. Громова, А. И. Филина и И. Т. Спирина (И. Т. Спирин начальник штурманского сектора НИИ ВВС ) : 11-тонная машина, сделав 69 "петель" (между городами Центральных областей РСФСР и Украины), пролетела 12411 километров за 75 часов 02 минуты, причем немалая часть пути - при сложных метеоусловиях. Значит, установлен мировой рекорд! Хотя и не утвержденный Международной авиационной федерацией ( ФАИ ): СССР стал ее членом только годом позже. Подвиг экипажа оценили высоко: М. М. Громов был удостоен звания Героя Советского Союза (восьмым по счету), а И. Т. Спирин и А. И. Филин награждены орденами Ленина. Впоследствии Рябчиков не раз участвовал в тренировочных полетах Громова. И, конечно, с восторгом написал о маршруте через Северный полюс в Америку. 18 июня 1977 года, отмечая сорокалетие перелетов В. П. Чкалова и М. М. Громова, на Щелковском аэродроме открыли мемориал: краснокрылый одномоторный АНТ-25 над бетонными плитами взлетной "горки". Рядом барельефы шести отважных авиаторов. Штрих к теме. Весной 1979-го авиационная общественность столицы широко отмечала 80- летие выдающегося летчика, профессора ЦАГИ (техническая эксплуатация самолетов и моторов) М. М. Громова . Вспоминая тот юбилей. Е. Рябчиков: "Я много писал о нем, летал с ним, и, собственно, мои первые авиационные репортажи были связаны с Громовым. Более того, одна из первых моих книжек так и называлась "Громов" (издала "Молодая гвардия" в 1935 году. - М. В.). И вот представьте себе - на трибуну выходит Герой Социалистического Труда, член-корреспондент Академии наук СССР, Генеральный авиаконструктор (под его руководством созданы Ил-76Т, Ил-86 и др. самолеты. - М. В.) Генрих Васильевич Новожилов и держит в руках мою книжку о Громове. И говорит, что его знакомство с прославленным пилотом произошло давно, в далеком 1935-ом, когда ему, десятилетнему мальчишке, попались на глаза мои газетные репортажи о Михаиле Михайловиче, а затем и книжка "Громов". "Эта небольшая книжечка в зеленой обложке позволила мне, - Генрих Васильевич обращается к юбиляру, - узнать и полюбить, пробудила желание быть, как вы, учиться у вас". После торжественного заседания Новожилов написал на моем экземпляре книжки слова благодарности за то, что она помогла выбрать цель в жизни, привела в авиацию". Ссылки:
|