Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Рабичев Л.Н.: Библиотека им. Ленина

Просматриваем швейцарские, немецкие, итальянские, американские специальные журналы, обозрения международной рекламы за год, ежегодники.

Мы поражены. Самая современная международная реклама базировалась на опыте русского и международного авангарда, на опыте живописцев начала века: Матисса, Пикассо, Малевича, Кандинского, на опыте наших конструктивистов Родченко, Лисицкого. Прошло много лет, а все актуально. Почему? Не потому ли, что каждое их произведение - было попыткой на метре квадратном холста, на листе бумаги, на странице книги сконструировать свое представление о мироздании. Как Эль Греко, как Гойя? Как Корбюзье? Как Татлин? Как Поль Сезанн, в натюрморте которого яблоко - не яблоко, а галактика, окно в бесконечность, а то и гора "Виктория". Попытка проспект Москва - Стокгольм превратить в яблоко Сезанна. Когда ставится такая задача, то это не может не заинтересовать человека мыслящего, будь он физиком, лириком или кем угодно. Заставить "совка" начать думать, сначала, что решения могут быть самые разные, потом усомниться в правильности обязательного единогласия на профсоюзных и партийных собраниях или на съездах писателей, художников, композиторов. Новое - это взгляд с другой стороны на то, что вокруг. Не это ли причина, что на первые выставки промграфики устремились не только художники всех жанров, но и литераторы* и начинающие мыслить самостоятельно студенты разных ВУЗов" и такие выдающиеся мастера изобразительного искусства, как Владимир Фаворский, Юрий Пименов, Андрей Гончаров, искусствоведы - Владимир Костин, Александр Каменский, молодо" Юрий Герчук?

Что-то подобное пытаемся делать и мы, делать то, что вызывало бы ассоциации с новыми мыслями Ильи Эренбурга, с театром комедии Акимова, с последними стихами Б.Слуцкого, Н Коржавина, Б. Пастернака, с ранними стихами Н. Заболоцкого.

Но, художественный совет под председательством Василия Васильевича Завьялова встречает наши эксперименты в штыки.

То и дело кто-нибудь из членов совета утверждает, что красная и зеленая краска в одной работе - это безвкусица, коричневый цвет - цвет фашизма, зеленый - сельское хозяйство, красный - политика, две разных гарнитуры в одной работе тоже безвкусица. Вопреки этим нелепым утверждениям, мы делаем все так, как это нам нравится.

Художественный совет отклоняет большинство представляемых нами эскизов, художники подсмеиваются над нами, возникает что-то вроде спора между нами и советом, и внезапно у нас появляются единомышленники. Это Алла Юзефович , Лиля Ратнер , Виктория Гордон , Наташа Шимановская , Александр Файнгерш, Николай Смирнов, Андрей Крюков, Геннадий Чучелов, еще девять-десять художников. Интересно. Очень трудно, но замечательно, что каждая работа - это что-то совсем новое, каждый раз все начинается как бы с нуля, а заказов в два раза больше, чем художников.

Внезапно получаем заказ на изготовление макета журнала мод. В библиотеке смотрим, как журналы мод делаются в других странах, смотрим французские "Воги". Возникает желание сделать что-то адекватное, но свое. Виктория делает сотни маленьких цветных эскизов. Они попадаются на глаза известному теоретику-дизайнеру Е.Розенблюму. Он удивлен и восхищен, однако соцреалисты-модельеры не чувствуют стилевых особенностей наших замыслов. В процессе создания оригиналов и последующей печати практически почти ничего из задуманного нами не остается. Ни Цвета, ни пластики, ни особенностей предлагаемых моделей изменяющейся моды.

Однако, в 1955 году происходят кардинальные изменения. Правление Московского союза художников назначает новым художественным руководителем цеха Жанну Эдуардовну Каганскую , она привлекает к работе в мастерской выдающихся художники разных жанров - книги, эстампа, прикладных искусств, молодых ребят только что окончивших Полиграфический институт. Новый художественный совет состоит из известных, также работающих в разных областях искусства прогрессивных художников Побединского, Б.Маркевича, С.Теллингатера, Б.Басова, И.Фоминой, Г.Кравцова, С.Пожарского, В.Вакидина, В.Клячко, А.Алейникова, Ю.Могилевского, В.Лазурского, позднее искусствоведа Л. Муриной. Возникает уникальное в то время явление. Выставки промграфики в конце пятидесятых годов воспринимались, как позже выставки студии Э.Белютина , художников "лианозовцев" , или, как еще позже, выставки в Третьяковской галерее - "Другое искусство" . Не обычными были не только работы, но и экспозиции. О нас писали в газетах и журналах. Была "оттепель", было постоянное ощущение обретенного счастья, и это при том, что более половины наших работ заказчики не принимали, как формалистические и денег не платили. Может быть, это было искусством для искусства?

Я полагал, что окончательно нашел себя, и действительно, за какую бы работу не брался - все получалось. Повторяю, испытывая и восторги и муки, я был уверен, что участвую в создании нового стиля искусства конца 20-го века. Недавно я задумался. Почему? Не было еще ни компьютеров, не было уже в типографиях профессиональных наборщиков и в процессе пятилеток в четыре года, утрачено было уникальное в двадцатые годы искусство создания книги или плаката, как произведений искусства, но ввиду ручного труда, сохранялась возможность для возникновения, в процессе напряженных поисков, заставляющих думать - загадочных неточностей, чем-то созвучных с произведениями художников начала века.

Промграфика. Что же это были за работы, что скрывалось за этим производственным термином? Любовь? Счастье? Чтобы понять, чем становилась промграфика для нас, считаю необходимым вспомнить и описать, как работали мы над исполнением наиболее характерных, получаемых нами заказов.

1955 год. В Москве на Арбате реконструируется гостиница "Прага". Интерьеры заказываются художнику Андрею Дмитриевичу Гончарову , а мне и Виктории (мы почти всегда в соавторстве) надо осуществить проекты фирменного стиля и упаковок для магазина гостиницы "Прага". В Ленинской библиотеке, в отделе редких книг, выписываем все относительно Праги, нас интересует архитектура города. Эпоха возрождения? Ампир? Барокко? Средневековье, готика? Народное искусство, национальная одежда, изобразительное искусство? Десятки эскизов, наконец окончательные варианты.

Художественный совет в восторге, работа отмечается. Работа отклоняется заказчиком. Работы наши фигурирует на выставках, а денег мы не получаем, и обсуждаем, как купить для ребенка Феди детское питание.

Ссылки:

  • РАБИЧЕВ Л.Н. ОТ ДЕМОБИЛИЗАЦИИ ДО МАНЕЖА
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»