Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Апрель 1954 года. Промграфика. Рабичеву Л.А. 39 лет

Московская промышленная графика пятидесятых-шестидесятых годов - это замечательное явление в жизни страны. Становлению ее, я посвятил тридцать девять лет.

Находясь за пределами внимания цензуры, и идеологических надзирателей, в годы оттепели стремительно становилась она первым нашим арт-авангардом. Плакаты, журналы мод, фирменные стили аэрофлота и международного железнодорожного сообщения, множество фирменных знаков и на основе их разработка фирменных стилей предприятий всевозможных профилей, переоформление сотен этикеток и клереток на вина ( фирменные стили "Абрау-Дюрсо", "Каббалкоопвино", новые торговые упаковки, необычные проспекты и буклеты, дипломы, почетные грамоты, пригласительные и поздравительные билеты, театральные и рекламные плакаты и буклеты, внешнеторговая реклама, значки и медали. Московские и международные выставки экспериментальных работ привлекают внимание, как нечто необычное и новое, не только художников всех жанров, но и творческие круги интеллигенции. Лучшие произведения промышленной и прикладной графики воспроизводятся на страницах журналов "Творчество", "Декоративное искусство", на страницах немецкого журнала "Дойче Вербунг", журнала "Болгарские картинки". Привлекали не только результаты, но и необыкновенно доброжелательная аура, возникшая вокруг этого, в прошлом сугубо ремесленного цеха Комбината Графического искусства МОХФ РСФСР . Я, в соавторстве со своей женой, Викторией Шумилиной, работая дни и ночи напролет, испытывал и восторги, и муки и был уверен, что участвую в создании нового стиля искусства 20-го века. Что же это такое было? Почему? Подкоп под железный занавес? В середине века оглядка назад, на начало века? Или все это, как нечто вечное, существовало внутри подсознания и вышло наружу в условиях внезапно возникшей "оттепели" - некоторой свободы информации (открытие магазина "Дружба", разрешение подписки на журналы стран народной демократии: журналы "Польша", "Пшегланд артистичны", "Типография", "Нойе Вербунг", "Gebrausgrafghik" ФРГ и др.)

Или, как шоковая терапия - американская выставка в Сокольниках - рекламные буклеты США, монографии Матисса, Пикассо? Но это у всех, а у меня и моей жены еще много раньше в Ленинграде, в античных залах Эрмитажа, как озарение, открытие свободы и неповторимой выразительности в каждом сантиметре черно-лаковой и красно-фигурной древнегреческой вазописи. Смотрели и не могли оторваться, и думали - почему же мы, спустя Два с половиной тысячелетия так скованы - правила, регламенты, каноны? Почему не осмысление функциональности, а какие-то устоявшиеся ритуалы академизма, социалистического реализма, натурализма в виде внутренних редакторов пытаются подсказывать нам - как завершить ту или иную, из заказанных работ? Не тот ли же это, что в годы террора, раскулачивания, войны, чисток, лагерей - страх оглядки, как бы случайно не попасть впросак - жесткие регламенты, умертвляющие все новое и санкционированные свыше - индикаторы субординации?

Ссылки:

  • РАБИЧЕВ Л.Н. ОТ ДЕМОБИЛИЗАЦИИ ДО МАНЕЖА
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»