|
|||
|
Познер понял: Хочешь жить без проблем - молчи
Была еще одна история, когда я стал жаловаться дочери Верховного комиссара на то, что нас не пускают в СССР. - А ты напиши товарищу Сталину, - посоветовала она. - А разве он умеет читать по-английски? - удивился я. Она уставилась на меня, будто я допустил какое-то святотатство. Потом коротко хмыкнула и сказала: - Ты и в самом деле иностранец. Конечно, товарищ Сталин знает английский. Иначе как бы он общался с Рузвельтом и Черчиллем? Товарищ Сталин все знает. Речь здесь идет о дочери Верховного комиссара СССР в ГДР Владимире Семеновиче Семенове , впоследствии ставшем заместителем министра иностранных дел СССР. Ее звали Светланой, она была пресимпатичной девушкой и, как мне казалось, тяготилась своим положением: куда бы она ни отправлялась, ее повсюду сопровождала охрана. Ее отец, человек умный, талантливый, любивший искусство и превосходно игравший на рояле, отличался холодностью и высокомерием. Меня он сразу невзлюбил, считая, очевидно, что я имею какие-то подлые намерения в отношении его дочери. Намерения, возможно, и были, но не содержали ничего подлого. Со своей стороны, Светлана опекала меня, "бедного американца". Я хотел возразить, что нет человека, который знал бы все. Но внутренний голос приказал мне заткнуться и оставить при себе сомнения относительно знаний товарища Сталина. Я не ощущал опасности, нет, я обожал Сталина не меньше, чем она. Но мое воспитание (западное?) не позволяло мне считать, что кто-то способен знать все. Почему же я не возразил? Из-за того, что в Берлине я стал получать и иное воспитание, преподавшее мне, причем весьма тонко, одну истину: если хочешь жить без проблем - молчи. Еще один урок я усвоил в вечерней школе. Мы проходили советскую литературу, в частности "Мать" Горького и поэму Маяковского "Владимир Ильич Ленин", а также "Молодую гвардию" Фадеева. Выбор этих произведений был прежде всего идеологическим, это-то я понимал. Правда, в двух первых случаях речь шла о выдающихся писателях, хотя изучаемые произведения были далеко не лучшими среди их наследия. Но не в этом дело. По прочтении и обсуждении нам надлежало написать по каждому из них сочинение, при этом тема всегда формулировалась четко: "Горький как основатель социалистического реализма", "Образ Ленина в поэме Маяковского "Владимир Ильич Ленин" и т. д. Предполагалось, что мы своими словами изложим то, что прочтем в учебнике и услышим от учительницы, что будем следовать прямой и определенной дорогой и не допустим никакой отсебятины, никаких вольностей. Это были новые правила иной игры. И они подготовили меня к той игре, которая еще предстояла. Ссылки:
|