Уильям Катберт Фолкнер (англ. William Cuthbert Faulkner, 1897—1962) —
американский писатель, прозаик, лауреат Нобелевской премии по литературе
(1949).
Родился в Нью-Олбани (штат Миссисипи) в семье управляющего делами
университета Марри Чарлза Фолкнера и Мод (Батлер) Фолкнер. Его прадед,
Уильям Кларк Фолкнер (1826—1889), во время войны Севера и Юга служил в
армии южан и был автором известного в то время романа «Белая роза Мемфиса».
Когда Фолкнер был ещё ребёнком, семья переехала в город Оксфорд, на север
штата, где писатель прожил всю жизнь.
В 1918 году Эстелл Олдем, в которую Фолкнер был влюблён с детских лет,
вышла замуж за другого. Уильям решил отправиться добровольцем на фронт, но
его не взяли. Тогда он поступил в лётную военную школу, но, прежде, чем он
успел завершить курс,
Первая мировая война закончилась. Фолкнер вернулся в Оксфорд и стал
посещать занятия в университете Миссисипи, впрочем, вскоре бросив. За год
до этого, в 1919-м, состоялся его литературный дебют: в журнале «The New
Republic» было опубликовано его стихотворение «Полуденный отдых фавна»
(«Après-midi d’un faune»).
В 1925 году Фолкнер познакомился в Новом Орлеане с писателем Шервудом
Андерсоном. Тот порекомендовал Фолкнеру больше уделять внимание прозе, а не
поэзии, и дал совет писать о том, что Фолкнер лучше всего знает — об
американском Юге, об одном крохотном участке этой земли «размером с
почтовую марку». Вскоре в штате Миссисипи появился новый округ —
Йокнапатофа, вымышленный Фолкнером, где будет происходить действие большей
части его произведений. Все вместе они составляют йокнопатофскую сагу —
историю американского Юга от прихода первых белых поселенцев на земли
индейцев до середины двадцатого века. Особое место в ней занимает
Гражданская война 1861—1865 годов, в которой южане потерпели поражение.
Героями саги стали представители нескольких семей — Сарторисов, де Спейнов,
Компсонов, Сноупсов, а также другие жители Йокнапатофы. Переходя из
произведения в произведение, они становятся старыми знакомыми, реальными
людьми, о жизни которых каждый раз узнаёшь что-то новое.
Первое большое признание Фолкнер получил после выхода в свет романа «Шум и
ярость» («The Sound and the Fury», 1929). В том же году он женился на
Эстелл Олдем, после её развода с первым мужем. У них было две дочери:
Алабама, которая умерла в 1931 году, и Джил. Однако произведения Фолкнера
пользовались в основном успехом у критиков, а не у читателей, считаясь
необычными и сложными. Чтобы содержать семью, Фолкнер начал писать сценарии
для Голливуда и занимался этим пятнадцать лет — с 1932-го до 1946-го. В эти
же годы он создал романы: «Свет в августе» (1932), «Авессалом, Авессалом!»
(1936), «Непобежденные» (1938), «Дикие пальмы» (1939), «Поселок» (1940) и
другие, а также роман в новеллах «Сойди, Моисей» (1942), куда вошла самая
известная его повесть «Медведь».
Только присуждение Нобелевской премии по литературе в 1949 году принесло
Фолкнеру, чьё творчество уже давно пользовалось любовью в Европе, признание
на родине.
Романы
Солдатская награда / Soldiers' Pay (1926)
Москиты / Mosquitoes (1927)
Сарторис / Sartoris (Flags in the Dust) (1929)
Шум и ярость / The Sound and the Fury (1929)
Когда я умирала / As I Lay Dying (1930)
Святилище / Sanctuary (1931)
Свет в августе / Light in August (1932)
Пилон / Pylon (1935)
Авессалом, Авессалом! / Absalom, Absalom! (1936)
Непобеждённые / The Unvanquished (1938)
Дикие пальмы / The Wild Palms (If I Forget Thee, Jerusalem) (1939)
Посёлок / The Hamlet (1940)
Сойди, Моисей / Go Down, Moses (1942)
Осквернитель праха / Intruder in the Dust (1948)
Реквием по монахине / Requiem for a Nun (1951)
Притча / A Fable (1954, Пулитцеровская премия)
Город / The Town (1957)
Особняк / The Mansion (1959)
Похитители / The Reivers (1962, Пулитцеровская премия)
Сборники рассказов
Тринадцать / These Thirteen (1931)
Доктор Мартино и другие рассказы / Doctor Martino and Other Stories
(1934)
Избранное / The Portable Faulkner (1946)
Ход конем / Knight's Gambit (1949)
Собрание рассказов / Collected Stories of William Faulkner (1950)
Большие леса / Big Woods: The Hunting Stories (1955)
Новоорлеанские очерки / New Orleans Sketches (1958)