|
|||
|
Якубович Леонид о Петре Михайловиче Мясоедове
ВРЕМЯ НЕГРОМКОЙ ЛЮБВИ Мне казалось, что Петр Михайлович Мясоедов , которого я всегда называю "П.М.", мне известен, как говорится, от и до. Генерал-майор, начинавший свою службу в органах внутренних дел оперативником, человек, который создавал первые в стране структуры по борьбе с организованной преступностью. В дальнейшем он сосредоточился на той части криминального мира, которая посягает на экономику страны, ее важнейшие сырьевые ресурсы. Поэтому перешел работать в налоговую полицию, где тоже проявил решительность, смелость, дальновидность и компетентность. Он понимал, что его опыта "силовика", включающего в себя длительную командщювку в Афганистан, откуда он вернулся с заслуженными боевыми орденами, что этого опыта мало для того, чтобы в новое время бороться с иным, порой невидимым, но умным и расчетливым врагом государства. Чтобы добиться успеха в этой борьбе. Петр Михайлович стал экономистом, доктором наук, и это был уже другой виток его судьбы, которую он никогда не воспринимал как цепь фатальных обстоятельств. Поэтому, когда ему неожиданно поручили возглавить такое государственное подразделение, как "Росспиртпром" , он отнесся к этому поручению и как человек, уже умеющий хозяйствовать, и как офицер, не забывший, как надо воевать в условиях мирного времени. Мясоедов - экстремал, и этим он мне тоже близок. Если я уже не в юном возрасте решил сесть за штурвал самолета, то Петр Михайлович нового для себя вида спорта не искал. Сегодня он - чемпион Европы по дзюдо среди ветеранов. А еще он настоящий друг, как бы старомодно это сегодня ни звучало. Про таких говорят - настоящий мужик. И вот, прочитав рукопись книги, которую он написал с помощью и при поддержке любимой жены Галины Ивановны, я понял, что Петра Мясоедова знал не так уж и хорошо? Дальше я позволю некоторое отступление о себе. Точнее - о той части своей деятельности, которая связана с телевизионной игрой "Поле чудес". На мой взгляд, наша передача уже давно перестала быть тем, что на нынешнем телевидении понимается как просто игра или состязание в знаниях и сообразительности. Телекритики иногда говорят, ну, что это Якубович развел на экране какой-то странный клуб общения, в который из разных регионов прибывают якобы игроки, которые, забыв об азарте победы, занимаются тем, что поют, читают стихи, вручают ведущему для музея программы разные сувениры, "подарки с мест", прославляют свой город или деревню, предприятие или знаменитых земляков, говорят про исторические и культурные традиции. Мне просто смешно, когда я слышу подобные суждения. Потому что нет и не может быть более высокого азарта у человека, чем рассказать, откуда он родом, чем гордится, что знает и помнит о своей малой родине. Какие еще ристалища и призы нам нужны, когда устами участников "Поля чудес" говорит вся многоголосая Россия - от Калининграда до Курил. Я вовсе не ставлю этот поразительный феномен в заслугу себе, да это и невозможно сделать. Каждый раз я все больше убеждаюсь в том, что россияне не утратили той своей исторической памяти, самобытности, приверженности традициям которые продолжаются на уровне семьи, рода, деревни, города или поселка. И выражается это в самых разных формах - в фольклёре, бытовых обрядах, изделиях народных промыслов, в обычаях и традициях здешних мечт ... Все это питает тот "малый" патриотизм, из которою в итоге и складывается настоящая национальная гордость, а не та, с которой митингуют наши профессиональные патриоты, отыскивая повсюду губителей России и возлагая на них, коварных, вину во всех наших бедах и проблемах. О таких ревнителях патриотизма один мой знакомый очень хорошо сказал: "Запятую перед "что" не научились ставить, а туда же - Расею спасать..." Патриотизм Мясоедова никого не обижает. Он вообще не громкий, можно сказать, интимный. То, что сделал Петр Михайлович, с одной стороны, легко назвать его личным делом, чем-то вроде хобби. Ну, захотел человек больше узнать о своих предках - что ж, дело невредное. Но с другой стороны, я убежден: мы имеем дело с высоким подвижничеством. С примером обостренного исторического самосознания, когда отдельный человек сам отправляется в тяжелейшую экспедицию в прошлое: чтобы понять - откуда он родом, кто его предки, как они и обстоятельства их жизни повлияли на его судьбу, а возможно, на весь род, наконец, на Россию. Такие труды, такие душевные и физические траты и представляются мне патриотизмом. Причем свой нелегкий исследовательский путь Мясоедов прошел прежде всего для себя самого. Это уж потом, как он сам говорил, пришли мысли о потомках, о том, что это чем-то поможет и другим. Он своим трудом, говоря пушкинским языком, "уважать себя заставил". Вот что самое важное. Я в какой-то мере человек публичный и очень часто вижу, как сегодня некоторые люди откровенно спекулируют на теме исторического наследия, семейных и родовых династий, всевозможных сословных отличиях. Например, всячески приветствуя возрождение казачества, не могу без улыбки смотреть на "показательные выступления", что устраивают некоторые люди, ставшие в одночасье потомками доблестных защитников России. Одно дело, когда происходит, скажем, военно-исторический праздник, где люди в казачьей форме, воспроизводящие события и обычаи прошлого, выглядят вполне органично. И совсем другое, когда в повседневной жизни какой-нибудь инженер или научный работник вдруг облачается в мундир есаула, демонстрируя лишь одно: "Смотрите, я потомственный казак!" То же самое можно сказать и о современной игре в дворянство, когда людям сильно изменяет чувство меры... "Псевдуны" - так я иногда называю этих карнавальных героев. И на этом фоне начинаешь еще больше ценить таких людей, как Петр Михайлович, правила его жизненного поведения и то, что он сделал этой своей уникальной книгой. Мясоедов - настоящий. Как профессионал, человек, гражданин. Как деятельный, ответственный продолжатель жизни своего рода, своей фамилии. А значит - России. За что люблю, уважаю, горжусь... Ссылки:
|