Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Село Коробочкино и его обитатели

Былые времена и судьбы не перепишешь, и сегодня надо помнить всех - и тех, кто воевал за красных, и тех, кто воевал за белых. И победителей, и побежденных. Потому что и те, и другие - люди России. Как жаль, что мы стали приходить к этой мысли только сегодня, когда свидетельств прошлых событий (не говоря уже о свидетелях) остается все меньше и меньше. Может, поэтому я не могу без волнения читать все, что касается села, в котором я родился, и людей, живших в нем в разное время.

В Справочной книге для Харьковской епархии о нашей слободе написано так: "Успенская церковь , построена в 1902 г. на средства прихожан. Однопрестольная, деревянная. От г. Харькова в 47 верстах. Ближайшая почтово-телеграфная контора в г. Чугуеве в 10 верстах. Земли усадебной нет, пахотной 33 десятины. Прихожан мужского пола 1585, женского пола 1620. Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик. Жалование священника 94 рубля 8 копеек. Псаломщика 35 рублей 28 копеек. Диакону - нет. Священник помещается в церковном доме, пожертвованном обществом, диакон и псаломщик - в собственных. Церковно приходская школа, земское училище. Попечитель есть. Священник Ипполит Дейнеховский. 29 лет.

С давних времен в селе было две больших каменных конюшни и круглый кирпичный манеж. В 1906 -1907 годах построили церковно-приходскую школу. Кстати, в 1917 году ее превратили в земское смешанное одноклассное училище. При нем была библиотека - один шкаф книг. В 1912 году земство разобрало две конюшни, кирпич и железо продали населению. Жители построили кирпичные погреба. В селе имелось 6 ветряков, одна крупорушка - Лапина - на конном деревянном приводе. Пять-шесть мастеров работали в сапожной мастерской Загорюева Дениса, было до десяти человек кустарей- сапожников, восемь кузнецов-одиночек, два бондаря-одиночки - Потапенков и Бочаров. В 1915 году в Коробочкино в 600 дворах жило до 4 тысяч человек". Пастухов Кирилл Иванович был с 1915 года помощником волостного писаря, а в 1955 - секретарем сельсовета. В период Октябрьской революции разбирал архив Коробчанской волости, прочел, что школа в селе существовала с Аракчеевских времен, а церковно-приходская построена в 1907 году.

"В селе квартировало два полка - полк кубанцев и полк донских казаков. А еще в селе стояла 31-я артиллерийская бригада. Из-за этих полков отдаленные от села земли большей частью держали под овсюгом, который скашивали на сено и продавали военным фуражирам для корма казацких и кавалерийских лошадей. Остальную землю засевали рожью, овсом, просом, гречкой, подсолнухом.

Развлечения были свои - казачьи. В воскресенье казаки занимались джигитовкой, а все смотрели. На полном скаку казак пролезал под живот лошади и садился обратно в седло. Подхватывал кончик лежащего на земле носового платка, в котором были завязаны деньги. А по вечерам играл духовой оркестр и были танцы. В селе было около ста богатых дворов, где было по 4-6 дойных коров, примерно четыреста, как потом говорили, середняцких с 2-3 коровами, и около двухсот бедняцких. Прямо в селе продавали молоко скупщикам, а они перерабатывали его на сметану, творог и масло и отправляли по железной дороге - дачным поездом, который ходил от Харькова до станции Коробочкино два раза в день утром и вечером. А еще молоко возили конным транспортом. До ста дворов в селе занимались скупкой кур, гусей, свиней, волов в Изюмском, Купянском. Волочанском и Змиевском уездах. Волов и гусей откармливали и живыми отправляли в Харьков, большинство скупщиков кредитовали харьковские купцы".

В Февральской и Октябрьской революции принимали участие только те, кто в это время служил, в самом селе ничего такого не было. А вот в Гражданскую оказались втянуты несколько сот человек, причем на разных сторонах. Коснулась война и самого села. "В 1919 году коммунист Иосиф Мальцев был убит белогвардейцами. В том же году 10 участников партизанского движения побиты и повешены - Шарвокин Василий, Поединцев Семен, Шинаков Иван и др. В июле 1919 года председатель военревкома Спесивцев Павел Исаевич и секретарь военревкома Домрин Федот Игнатьевич по служебным делам находились в селе Моспаново, где были захвачены деникинскими войсками и там же расстреляны. Но при этом хозяйство есть хозяйство, и оно развивалось, как и до революции. В 1918 году в одном здании в центре села Малай и Велевецкий, которые приехали из Хабаровска, построили вальцевую мельницу простого помола и маслобойню. Чуть позже казаки Иванов и Дерюгины построили в селе две маслобойни-крупорушки.

В 1920 году в селе образовалась комсомольская ячейка из 15 человек. Чуть ли не первым делом комсомольцы села организовали клуб в помещении сельхозтоварищества. Инвентарь и музыкальные инструменты реквизировали у богатых жителей, которые в это время уже назывались кулаками. Пианино взяли у хозяина мельницы Велевецкого. Зрительный зал оборудовали в кирпичном сарае товарищества, организовали два кружка - хоровой и драматический. Драматическим руководил учитель Уланов Михаил Петрович, хоровым - дьякон Цымбал Афанасий Николаевич. При клубе организовали библиотеку, литература была политическая. Когда вечерами ставились пьесы, комсомольцы выставляли свои вооруженные дозоры. Многие артисты на сцене были вооружены, на случай появления банды или кулацкой диверсии.

В 1920 году в сентябре от коробчанских комсомольцев в Харьков на съезд ВЛКСМ ездили Сторожевы Алексей и Александр, Таранов Василий (Алексей?) (двоюродный брат моего деда, которого позже благодаря защите активиста Таранова не коснулись чистки и репрессии. - П.М.). Съезд проходил в Харькове на улице Московской. Каждая делегация выделяла по одному человеку на фронт для отражения Врангеля . От Коробочкино пошел Сторожев Александр Андреевич, который в районе Сенельниково пал смертью храбрых. Может быть, он и против Николая Михайловича воевал.

В 1920 был призыв партии и правительства "незалежных на коня". В волости был создан отряд, в который тоже вошли многие граждане села".

"В 1924 году была организована первая коробчанская сельскохозяйственная артель "Путь к социализму" .

См. Коробочкино освободили от немцев в 1943 г

Про историю Коробочкина см. Род Федора Таранова и село Коробочкино

Ссылки:

  • Мясоедов Николай Михайлович - дед и его братья после революции
  • Деды, прадеды и родители Петра Мясоедова из села Коробочкино
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»