|
|||
|
Александр Берлин О Петре Мясоедове и связи времен
РОДИНА - ОТ СЛОВА "РОДНЯ" Два чувства дивно близки нам, В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. А.С. Пушкин Странно устроен наш мир: каждое усовершенствование, придуманное человеком и предназначенное для его же блага, вдруг оборачивается своей противоположностью. Скажем, придумали люди компьютер, технологии сбора и обработки информации. Живи и радуйся. Потому что теперь и города, и страны, и люди стали ближе и доступнее. Ан нет. Выясняется, что информационные технологии, точнее, их развитие, ведут к глобализации всего и вся на свете. А глобализация - к разобщенности, разрушению многих веками сложившихся социальных связей, традиций, общественных институтов. Сегодня уже не только социологи говорят об утрате устойчивости семьи, рода, некоторых наций. Зачастую люди сами разводят руками и обреченно говорят: что поделаешь, такова жизнь, не общаемся, не пишем писем друг другу, годами не видим родственников, не помним предков. Да что там не помним - не знаем. Кого-то разметало войнами так, что и следа не осталось, про кого-то в прежние времена вспоминать было далеко не безопасно, о ком-то и слышать не хотели, потому что - "классовый враг". Но эта "странность" мира обреченно воспринимается, слава богу, далеко не всеми. Я все-таки встречаю людей, заинтересованно вглядывающихся в прошлое и пытающихся там найти свои корни и нечто, способное помочь им идентифицировать себя со своими предками, со страной, с Родиной. В исторических науках есть такое понятие - "культурный слой". На мой не слишком компетентный взгляд - это некая сумма материальных и духовных свидетельств о той или иной эпохе в развитии и отдельной страны, и цивилизации в целом. В этом смысле Петр Михайлович Мясоедов , как исследователь, прошел и изучил все культурные слои, связанные в России с его родословной, с далекими и не очень далекими предками, завещавшими ему свою замечательную фамилию. И первое открытие, которое делаешь, читая эту книгу - предшествующие поколения Мясоедовых не только способствовали накоплению, формированию культурного слоя своего времени, но и сами были его частью, как носители и выразители определенных ценностей. Сегодня в общественном лексиконе существуют такие определяющие слова, как интеллигенция, элита, истеблишмент и т.д. Но культурный слой людей того или иного общества, я уверен, гораздо шире слов-разграничителей. отделяющих наиболее образованных или, как еще сейчас говорят, "продвинутых" граждан от остального населения. В культурный слой входят все люди, вне зависимости от образования и профессии, но живущие, как говорится, не ради пропитания и собственного удовольствия, а действующие под знаком определенных общественных ценностей, а порой даже возрождающие эти ценности. В этом смысле бывший "опер", а ныне генерал и государственный служащий Петр Мясоедов стоит в одном ряду с кинематографистом или биологом, физиком-ядерщиком или мастером художественных ремесел. Культурный слой общества - это все люди, которых отличает умение находить смыслы своего существования, постигать их в контексте тех ценностей, на которых собственно и развиваются жизнь, цивилизация и которые не дают нам погрузиться в хаос самоуничтожения. Недаром даже такой отрицатель, как Ницше, сказал: "Культура - это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом". Процесс познания человеком своих корней относится к тем занятиям, которые, если так можно выразиться, окультуривают личность, делают его жизнь осмысленной, то есть несущей в себе некие переходящие исторические, духовные, нравственные ценности. Поэтому сегодня про Петра Мясоедова можно сказать: он создал книгу, которая его же самого и "перепахала" - сделала иным, лучшим, чем он был до того, как начал вместе с женой Галиной Ивановной этот подвижнический труд. Второе, что удалось сделать автору - это продемонстрировать скептикам, что среди людей в мундирах и сегодня есть носители не сальных анекдотов про гусар, а культурных традиций российского офицерства, для которого осмысление воинской профессии было острейшей необходимостью. И это понятно - человек с оружием в руках призван, если говорить прямо, убивать людей, уничтожать другие жизни. Человек нравственный будет всегда искать этому внутреннее оправдание. Прослеживая путь своих предков, чугуевских казаков, на протяжении нескольких веков, Петр Михайлович Мясоедов делает это не только скрупулезно, но и с большой любовью, если не сказать - с восхищением. А речь-то идет о войнах, жестоких, часто беспощадных. Уместна ли в таких случаях такая эстетика уничтожения, когда тщательно описываются военная форма, оружие, награды, наконец, сами бои? Ответить утвердительно на этот вопрос можно, лишь прочитав всю книгу. Тогда будет понятно - когда автор видел в своих героях настоящих патриотов, защитников России, выразителей интересов своей страны, а когда - историческую трагедию, великий раскол, которыми обернулась, например, Октябрьская революция и Гражданская война. Этот раскол прошел не только через всю Россию. Через большую и дружную семью Мясоедовых, в одночасье распавшихся на красных и белых. И автор здесь не ищет правых и виноватых. Скорее, мысленно он вторит поэту Максимилиану Волошину, который в 1920 году написал: "А я стою один меж них В ревущем пламени и дыме И всеми силами своими Молюсь за тех и за других..." Понять ту правду, которую отстаивали такие близкие и такие далекие от тебя люди - значит подняться на тот уровень понимания истории, который если не исключит, то хотя бы уменьшит наши нынешние и будущие ошибки. Свою книгу Петр Михайлович считает субъективной и говорит, что, если найдется другой Мясоедов, то он вправе все написать и понять по-своему. И это тоже говорит о том, что работу писал исследователь культурный, открытый для дискуссии, для продолжения интересного поиска. Книга, разумеется, ставит перед читателями немало вопросов. И, конечно же, не на все из них автор дает ответы. Но его заслуга уже в том, что все вопросы он задал правильно. Вам, мне, обществу. Самому себе. А это дорогого стоит. Ссылки:
|