|
|||
|
Никита Михалков: фильм Родня
В 1979 году Михалков закончил съемки "Обломова" и вместе с Виктором Мережко начал работать над сценарием картины "Была не была", который позднее вышел на экраны под названием "Родня" . В то же время фильм "Пять вечеров" участвовал во внеконкурсном показе на кинофестивале в Канне, а на кинофестивале "Молодое кино" в Йере (Франция) получил премию. Следующий, 1980 год начался премьерами. Вышли на экран "Пять вечеров" и "Сибириада" А. Кончаловского, где Михалков играл одну из главных ролей. Но самым главным событием для семьи Михалковых стало то, что Андрон, который к тому времени уже был женат на француженке и давно жил то в Союзе, то за границей, решил остаться на Западе на постоянное жительство. Его пробовали уговаривать - и киношное начальство, и родные, но все было напрасно, - он уже принял решение. Никита воспринял это известие с горечью, как и все Михалковы. И с опасением, что теперь будет еще труднее работать. Тем не менее, присутствуя в том же 1980 году на одной из коллегий Госкино, он в своем выступлении заявил, что советское кино стало синонимом неправды - фильмы полны штампов, стереотипов, лишены подлинных конфликтов либо ограничиваются конфликтом хорошего с лучшим, что никому не интересно... "У нас нет порочных картин, - сказал он в заключение, - есть серые картины без собственного взгляда на жизнь, без личностной точки зрения художника. Мы должны поучиться у Запада, как адресовать фильм прямо в сердца зрителей". Как ни странно, никаких санкций после того не последовало. Даже их с Мережко сценарий будущего фильма "Родня" приняли вполне благосклонно. Начались съемки. В этот раз из тех, кто ранее работал с Михалковым, в съемочной группе было лишь несколько человек. Из новых лиц были Нонна Мордюкова, Светлана Крючкова, Иван Бортник, Олег Меньшиков и другие. Не со всеми отношения складывались гладко. С Нонной Мордюковой однажды даже чуть не подрались - характеры у обоих властные, нашла коса на камень. Но, как уже говорилось, Никита Сергеевич умел улаживать конфликты, уладил и на сей раз. Правда, чтобы смягчить Мордюкову, даже заплакал. Ну, для великолепного актера это ведь не такая уж сложная задача. Главное, что съемки продолжились, и Нонна Викторовна была ублажена. Тут и Татьяна свою роль сыграла. Не случайно после той сцены Мордюкова, описывая происшедшее, так резюмировала: "Хорошо, когда у режиссера жена не актриса. Уютно в экспедиции, чистосердечно поболтать можно, потискать маленьких еще тогда их деток. Танюшка - переводчик и в прошлом фотомодель. Что я ей? Чем лучше работаю, тем как бы лучше для фильма, а значит, и для ее мужа Никиты..." Татьяна к тому времени уже профессионально занималась переводами, думая, что рассталась с модельным бизнесом навсегда. Хотя был момент, когда ее звали работать итальянские модельеры, и деньги обещали очень солидные. Однако муж встал грудью на пути, заявив, что, если она согласится, он собирает чемодан. Конечно, не пошла она ни к каким итальянцам. Тем временем на экраны наконец-то вышли "Несколько дней из жизни Обломова" . В печати фильм вызвал настоящую полемику, что давно уже по поводу экранизации классики не случалось. Одни писали: "Фильм "Обломов" - не экранизация классики, как это бывает нередко. Фильм "Обломов" - наш друг и помощник в нелегких размышлениях о том, как жить". Другие считали: "Михалков, уходя от изживших себя идеологем, от идеологии как таковой, к идеологии же и пришел. И теперь с присущим ему каллиграфизмом и тщанием работал на другую идеологему, ничуть не новее отвергнутых. Поэтизировал обломовское лежание на диване как подвиг нонконформизма, как вызов бескрылой деловитости Штольцев, как бесспорную победу метафизической русской души... Не здесь ли сказалась впервые внутренняя противоречивость этого художника, не осознанная, возможно, им самим и скрытая от критики?.." Между тем, незадолго до этого на кинофестивале в Оксфорде (Великобритания) "Обломов" был удостоен премии "Золотой щит Оксфорда" за лучшую режиссуру. А в Америке, где "Обломов" открывал декаду советских фильмов, Национальным советом кинокритиков США он был признан лучшим иностранным фильмом. Там же он повстречался с братом, который тогда еще был в Голливуде никем и сидел без работы. Встреча была невеселой. Так что в тот момент жизни младший Михалков еще раз понял, что с родней бывает тяжело не только на экране... Ссылки:
|