|
|||
|
Никита Михалков: новые времена, новые нравы
А в Москве тогда, в 1986 году, прошел V съезд кинематографистов СССР , на который явились все партийные начальники во главе с Горбачевым и членами Политбюро. Можно понять, какое значение придавалось этому событию - не зря же Ленин называл кино важнейшим из искусств. К тому времени Горбачев уже избавился от всех "стариков" во власти и вел страну в новое "светлое будущее" - к рыночным реформам. В кино он и его сподвижники делали ставку на тех, кто в брежневские времена считались изгоями. Задача перед ними стояла одна - разрушить старое и создать новый кинематограф. С задачей разрушения они, как мы теперь знаем, справились отлично. Съезд начался со скандала - оказалось, что в число 664 делегатов на него не был избран Сергей Бондарчук . То есть уже этим фактом прежним корифеям давали понять, что их время ушло, теперь будут править бал другие. Никита Михалков до того долгое время находился с Бондарчуком в ссоре, помирился с ним только незадолго до событий, причем проявил инициативу сам. А на съезде оказался чуть не единственным, кто за Бондарчука вступился. В своем выступлении он, в частности, сказал: "Можно... по-разному относиться к фильмам и личности Сергея Бондарчука - это дело индивидуальное. Но неизбрание делегатом съезда советских кинематографистов того, кто сделал "Судьбу человека", "Войну и мир", "Они сражались за Родину" - и уже только этими фильмами вошедшего в историю Отечественной культуры - есть ребячество, дискредитирующее все искренние, благие порывы оздоровить унылую, формальную атмосферу, царящую в нашем Союзе кинематографистов ... Пагубное заблуждение считать, что новое - это лучшее время для сведения старых счетов... Нужно делать дело, а не считаться. Сочтемся славою..." Михалкову ответил Владимир Меньшов , который заявил, что Никита Михалков слишком задел его репликой про ребячество, и напомнил об истории с фильмом Бондарчука "Красные колокола", в котором артист Устюжанин не справился с ролью Ленина, а все говорили, что картина удалась. Про те фильмы Бондарчука, о которых всем напомнил Михалков, Меньшов не упомянул. Но самое интересное, что в правление Союза на том съезде не выбрали ни Меньшова, ни Михалкова. Вместо них туда прошли люди, которых даже сами кинематографисты мало знали. То есть, по выражению Елены Драпеко, "в правление прошла одна серость... Режиссер (и будущий первый секретарь Союза кинематографистов) Андрей Смирнов, беря всю вину за кинодеятелей и как бы извиняясь перед руководством партии, запричитал перед Александром Яковлевым : "Это надо же, что мы наделали... Что наделали!" А тот многозначительно усмехнулся из-под мохнатых бровей: "Это вы наделали? Это мы наделали!" Но о политике сейчас говорить не будем, вернемся к Михалкову. После фильма "Очи черные" он решил поставить спектакль с участием того же Мастрояни . Это был театральный вариант фильма "Неоконченная пьеса для механического пианино", где Мастрояни играл Платонова. Спектакль был поставлен на сцене Театро ди Рома. Вначале работа шла очень тяжело, Михалков никак не мог найти общего языка с актерами-иностранцами. Дело сдвинулось с мертвой точки, когда его осенило: он предложил актерам не говорить, а... петь. И, как только один из них вообразил себя контрабасом, а другая флейтой, все стало получаться. Премьера спектакля состоялась в октябре 1987 года и имела грандиозный успех. Вместо положенных полутора месяцев спектакль шел в Риме целых пять месяцев при полных аншлагах. Весь гонорар от этой постановки Михалков перечислил на счет Советского фонда культуры для благоустройства памятных мест, связанных с именем Чехова. А Никита Михалков уже жил новой идеей - снять такое кино, которое помогло бы ему лично и российскому кинематографу выйти на международный рынок. Под эту идею и задумывался фильм "Сибирский цирюльник" , в котором американка, приехавшая в Россию в конце 19-го века, влюблялась в русского юнкера. Американку должна была сыграть какая-либо голливудская звезда, например, Мэрил Стрип. Михалков давно уже работал над сценарием, с увлечением изучал исторический материал. "Все... я обязан был изучить досконально. Чтобы даже если что-то придется изменить в интересах картины... знать точно, что я нарушил. Чтобы никто не смог меня уличить в том, что я нарушил из-за незнания..." И далее там же он высказывает свое кредо: "...без надежды, без веры, без любви невозможно ничего в нашем искусстве. Убежден: хороший фильм может родиться только в атмосфере этого главного, на мой взгляд, человеческого чувства. Артиста нужно бесконечно любить. Любить надо и осветителя, и гримера, и костюмера. Вообще необходимо, чтобы в съемочной группе собирались единомыслящие и единочувствующие люди, даже если они говорят на разных языках... Я глубоко убежден, чем больше наших актеров, музыкантов, художников будут показывать свое искусство за рубежом, тем больше выиграет советское искусство в целом. Имена советских артистов должны стоять рядом с именами иностранных звезд. В этом залог взаимообогащения культурных связей. На мой взгляд, художник - это дерево, которое питается от своих корней, но ветвями обнимает весь мир..." Да, то был 1988 год. Еще существовал Советский Союз. Но распад великой державы уже начался... Для Никиты Михалкова он запомнился и большой личной потерей - в этом году не стало Натальи Петровны Кончаловской. Как ни странно - хотя и не странно, если вспомнить то время, - некролог на ее смерть появился только на страницах "Литературной газеты"... А еще через три с небольшим месяца умер Юрий Богатырев, любимый артист и друг Михалкова. Ему было всего сорок лет... Ссылки:
|