|
|||
|
Никита Михалков: любимец публики и "образ эпохи"
Одновременно с монтажом "Родни" Михалков снимался в картине "Собака Баскервилей", потом в картине "Портрет жены художника". Вообще это время знаменуется его возвращением к актерству - тогда он снялся в фильме Э. Урузбаева "Инспектор ГАИ", в финской картине "250 граммов", наконец, блистательно сыграл эпизодическую роль проводника в фильме Э.Рязанова "Вокзал для двоих". Эта роль вместе со следующей - ролью Паратова в фильме того же Рязанова "Жестокий романс" - принесла Михалкову такую ошеломляющую популярность у зрителей, особенно у зрительниц, с какой тогда мог сравниться разве что незабвенный Штирлиц в исполнении Вячеслава Тихонова. За ту и другую роль Никита Михалков, по опросам читателей журнала "Советский экран", был признан лучшим актером года, соответственно - 1983 и 1984 годов. Однако критика увидела в исполнении Михалкова и нечто более серьезное, чем восхищенные зрительницы. Она увидела в его типах, ни много ни мало, как "образ эпохи". "Что за актер Никита Михалков? - писала, например, Т. Москвина. - Сказать, что это хороший или даже отличный актер - значит, не сказать ничего... Ему явно неинтересно изображать внешние свойства и приметы, сыграть "тип" официанта, директора станции техобслуживания, проводника и т.д. Он играет способ жизни. Стиль жизни. А стиль жизни может быть одним - и у режиссера, и у официанта... Михалков концентрирует в одном данном лице всю близлежащую жизнь, и мы отлично понимаем, какая жизнь сделала такого человека. Когда на вокзал, где встречаются излюбленные искусством двое, подкатит поезд и высунется физиономия, на коей аршинными буквами написано: так-так, что здесь можно урвать, отхватить, зацепить, успеть? - тогда всему рязановскому фильму сообщается нешуточная значимость. Проводник Андрей, этот победоносный холуй, вырос в антагониста главного героя Платона и противопоставляет ему не какие-то там убеждения или, не дай бог, идеи, а зад, обтянутый джинсами, бицепсы и чемодан чарджоуйских дынь... Итак, Михалков играет тех, кто - в любом фильме из вышеперечисленных - противостоит главным героям. По сюжету им, конечно, уготовано поражение. Правда, поражение происходит где-то в пространстве условного киномира, привычной киножизни, где добро и зло воюют по заранее известному сценарию. Но когда любой из этих фильмов касается реальности, то делает это за счет Михалкова, и тут поражения нет. Сам характер существования этих успевающих и преуспевающих победителей несовместим с идеей их непременного поражения. Выскочив на изломе времени, эти "пузыри земли" своего временного характера никак не ощущают, напротив, чувствуют себя превосходно. Комфортно..." И, как показала дальнейшая жизнь, инстинкт их не обманул. "Пузыри земли" через какое-то время стали столпами нового общества. Права оказалась на сей раз критика... Но вернемся к Никите Михалкову. Он не только снимался, но и продолжал режиссерскую работу, сняв фильм "Без свидетелей" с Михаилом Ульяновым и Ириной Купченко в главных ролях. Кроме того, писал сценарии для следующих фильмов, мечтая снять картины о Грибоедове и Дмитрии Донском. Но не сложилось. Зато получилось снять совместный советско-итальянский фильм "Очи черные" с Марчелло Мастрояни в главной роли. Причем инициатива исходила именно от Мастрояни. Дело в том, что Мастрояни обожал Чехова и давно мечтал сыграть кого-то из его героев на экране. Посмотрев "Несколько дней из жизни Обломова", а потом и "Неоконченную пьесу для механического пианино", он понял, кто ему нужен - Никита Михалков. А Михалков идею принял с ходу. Однако он понимал, что снимать Мастрояни в роли русского не стоит. И они с Адабашьяном сделали для него трансформацию. За основу взяли "Даму с собачкой", еще "Жену", "Именины" и сделали из героя итальянца, который влюбляется в русскую на итальянском курорте. Фильм снимали в Костроме, где ранее снимали "Жестокий романс". Работа над картиной проходила сложно, но все же завершилась в конце того же 1986 года. В Европе фильм отметили как лучшую иностранную картину в Италии и Испании, причем в Италии и Франции он занял первое место по кассовым сборам, его закупили 38 стран. А вот в России фильм не пошел. Его обругала критика, да и зрители встретили без восторга. Может, картина получилась не совсем удачной. А может, сыграло свою роль время, ведь было уже начало перестройки. Впрочем, сам Никита Сергеевич упреков в адрес фильма не принял. Так, в одном из интервью он заявил: "Думаю, не раскрою особого секрета, если скажу, что есть люди, которые терпеть не могут моих фильмов. Им не нравится все: моя походка, лицо. Родители, дети, машина, дача или отсутствие ее. Это надо принять как данность. Попытка мимикрировать под их цвет ничего не даст. Сможешь продержаться минуту, двенадцать дней, три года, потом непременно себя выдашь. Сделаться таким, каким тебя хотят видеть, значит, пойти на компромисс, что убийственно для художника. С другой стороны, есть люди, которые любят во мне абсолютно все..." Но для Михалкова то время стало незабываемым еще и потому, что тогда у него родилась дочь Надя - третий ребенок в семье Михалковых, четвертый у самого Никиты. Он потом этот день, 27 сентября, увековечит в своем фильме - специально выложит цифру "27" цветами на клумбе в одной из сцен. Ссылки:
|