Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Никита Михалков: "Сибирский цирюльник"

В 1992 году Михалков был произведен в Кавалеры Ордена литературы и искусства Франции. Был избран членом Всемирной Комиссии по культуре и развитию ЮНЕСКО. Наконец, весной следующего, 1993 года он был избран председателем Российского фонда культуры вместо академика Дмитрия Лихачева , который возглавлял его с момента создания в 1986 году, но ввиду ухудшения здоровья далее исполнять эту миссию не мог. Однако главным делом Михалкова все же было создание новых фильмов, и в 1993 году он приступил к съемкам картины "Утомленные солнцем" , оставив в очередной раз работу над "Сибирским цирюльником", который в то время снимать никак не получалось из-за его дороговизны. "Утомленные солнцем" тоже оказались достаточно дорогим по тем временам проектом, но Михалкову удалось на него взять ссуду, которую он должен был вернуть после проката картины. Как он рассказывал,

"конкретно... идея снять этот фильм пришла после того, как я посмотрел картину некоторых моих коллег, которые с точностью наоборот снимают сегодня то же, что они снимали лет пятнадцать назад, только теперь у них красные - плохие, а белые - хорошие. Делают они это так же пошло, заказно, идеологично, как в былые времена. И так же неграмотно по профессии, так же угодливо по результату... К сожалению, знак сегодняшнего дня - перечеркивать поколения. Что есть все тот же большевизм, только другого цвета... Люди 30-х были авторами своего времени и его жертвами. Поэтому я хотел от зрителя сострадания к ним..."

В фильме снимался поистине звездный состав актеров: Вячеслав Тихонов, Ингеборга Дапкунайте, Евгений Миронов, Олег Меньшиков, Светлана Крючкова, Авангард Леонтьев, Нина Архипова, Инна Ульянова... И сам Никита Михалков в главной роли комдива Котова. А еще здесь с успехом дебютировала младшая дочь Михалковых - шестилетняя Надя. Критика, по большей части, встретила фильм в штыки. Михалкова обвиняли в недостаточной критике сталинизма и даже в его идеализации. Правда, надо сказать, были все же и другие отзывы, отмечающие, что... "Утомленные солнцем" напомнили, что есть нечто непреходящее, вечное, дарованное нам Богом, что освещает наш путь. И определяет его для тех, кто слышит голос совести, сердца. "Утомленные солнцем", если хотите, картина о Любви, в самом широком истолковании ее. На мой взгляд, - писала Э. Лындина, - это делает картину Михалкова истинным явлениям национальной культуры..."

Зрителям же фильм понравился настолько, что оказался безусловным лидером проката 1994 года. Мало того, он был удостоен премии "Оскар" в номинации "Лучший зарубежный фильм", собрал он и множество других наград как у себя дома, так и за рубежом. Была тогда отмечена наградами и другая работа Михалкова - документальный фильм "Анна. От 6 до 18" о старшей дочери Михалковых, которую он снимал на камеру в течение двенадцати лет, задавая ей по несколько простых вопросов о том, что она любит, чего не любит, чего боится и т.п. Эти интервью он перебивал документальными кадрами важнейших событий, происходящих в то время. В итоге получился философско-публицистический фильм, о котором Николай Бурляев позднее сказал: "Ожидал увидеть на экране документальную, семейную фиксацию роста дочери Никиты. Фильм обрадовал и потряс меня. Я увидел стержневую, четкую по гражданской позиции исповедь кинорежиссера Никиты Михалкова, который лично для меня с этой картиной вышел на новую ступень своего творчества".

Однако осенью 1995 года "четкая гражданская позиция" Никиты Михалкова снова, как показалось многим, резко изменилась. Он решил баллотироваться в Государственную думу от проправительственного блока "Наш дом - Россия", причем шел вторым в списке, тогда как на первом месте стоял Виктор Черномырдин. Согласитесь, после поддержки в 1993 году Руцкого и его сподвижников это выглядело странным и вызвало массу вопросов. В ответ Никита Сергеевич говорил: "Мой приход в это движение - шаг, если хотите, вынужденный, но, вместе с тем, искренний, честный и единственно для меня возможный. Наша страна переживает сегодня столь ответственный, критический момент, что стоять "над схваткой" я, как гражданин России, как деятель русской культуры, как человек, живущий на этой многострадальной и безмерно любимой мною земле, просто не имею права... Я совсем не в восторге от хода нынешних реформ. Меня далеко не во всем устраивает деятельность правительства... Но при всем при том я не хочу резких перемен. Не потому, что все идет хорошо, а потому, что может стать еще хуже... Еще одной революции Россия не переживет..."

Правда, многие считали, что главная причина все же в другом - просто Михалкову в обмен на вступление в это движение пообещали деньги на съемку "Сибирского цирюльника", о которой он мечтал уже целых десять лет. Видимо, доля правды в этих слухах была, Черномырдин действительно выделил на постановку фильма 10 миллионов долларов. Еще 11 миллиардов старых неденоминированных рублей выделило Роскомкино, и 30 миллионов долларов выделили западные инвесторы фильма. Поэтому в Думу Никита Сергеевич не пошел, а стал снимать давно задуманную картину. Безусловно, это было правильное решение - все же вряд ли политика его стезя. Правда, за эти долгие годы ожиданий сильно изменилась ситуация с актерами, которых он хотел снять в своем фильме. Так, Олегу Меньшикову, которого Михалков прочил на главную роль юнкера Толстого, к моменту начала съемок исполнилось уже 36 лет, Мэрил Стрип тоже весьма постарела. Надо было искать других исполнителей. Но Меньшиков так мечтал сыграть эту роль, что все же убедил режиссера. Правда, ему пришлось пройти за границей специальный курс омолаживания - активного спортивного тренинга. Из голливудских звезд на роль американки велись переговоры с Ким Бейсинджер, Джоди Фостер, Шарон Стоун, но в конце концов остановились на англичанке Джулии Ормонд, которая оказалась не такой требовательной в размере гонорара. Из иностранных актеров в фильме еще снимались Ричард Харрис и Мак Макдональд, из наших - Марина Неелова, Алексей Петренко, Людмила Гурченко, Олег Табаков, Леонид Куравлев, Марат Башаров и другие.

Сам Михалков сыграл в фильме эпизодическую роль Александра III. Но прежде, чем начались съемки фильма, Михалков снова ненадолго окунулся в политику. Теперь он принял участие в предвыборной кампании Ельцина , к тому времени уже ненавидимого практически всем народом. Что его заставило пойти на такой шаг? Или это опять была расплата за финансовую поддержку фильма? Сам он сказал, что его уговорил помочь Ельцину Коржаков . К тому же, "когда я увидел, кто претендует на пост главы государства, понял: лучше помочь насытившемуся властью Ельцину, чем пускать в Кремль голодных претендентов на трон...". Словом, дорогим оказался "Сибирский цирюльник" во всех смыслах. И съемки шли тяжело, нелегко было найти общий язык с иностранными актерами. Так, Джулия Ормонд, как активная "гринписовка", никак не хотела носить натуральные меха, Харрис умудрился сломать руку прямо в номере гостиницы. Погода была слишком теплой, снега не было, пришлось закупать сотни тонн соли для имитации сугробов. Машина, тот самый "цирюльник", вокруг которого строился сюжет, сломалась так, что ее еле отремонтировали...

И все же фильм был снят. В ноябре 1998 года Михалков отправился прокатывать картину по России. Вместе с группой он проехал от Москвы до Владивостока с остановками в крупнейших городах страны. Зрители принимали фильм восторженно. Премьера "Сибирского цирюльника" состоялась в Москве, в Кремлевском дворце съездов. На ней присутствовала вся российская элита, начиная с Евгения Примакова, который тогда занимал пост премьер-министра, и кончая лидерами думских фракций. Были Виктор Черномырдин, Михаил Горбачев, а также, разумеется, весь "цвет российской интеллигенции". Около 100 мест получили спонсоры. В фойе была устроена выставка исторических костюмов и костюмов из фильма, документов эпохи Александра III, знаменитая французская компания "Hermes" приготовила сувениры - сто платков с сюжетом "Большая процессия в Москве", фабрика "Новая заря" выпустила серию одеколонов "Юнкерские". Словом, премьера прошла именно так, как и задумывалась ее организаторами, настроения публики в основном можно было оценить, как писали "Известия", в диапазоне от "просто довольный" до "восторженный". Прокатная судьба "Сибирского цирюльника" тоже сложилась: в первую же неделю в России фильм посмотрела 41 тысяча зрителей. Для сравнения "Титаник" за тот же срок - только 29 тысяч человек

Ссылки:

  • НИКИТА МИХАЛКОВ - РЕЖИССЕР, ПОЛИТИК, БИЗНЕСМЕН
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»