Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Мы были удобными детьми" (детство Кончаловской Натальи Петровны)

Наталья Петровна родилась в 1903 году. В пятилетнем возрасте вместе с родителями она впервые попала за границу.

"А было это так, - писала потом Наталья Петровна. Мои родители, будучи молодыми, решили поехать в Париж . Отцу-художнику хотелось поучиться в Парижской академии, и вот, захватив нас, меня и моего трехлетнего брата Мишу , родители поехали во Францию на целый год. Мне было шесть лет, и меня отдали в школу, так что первая моя школа была в Париже, в Латинском квартале... Петр Петрович тогда поклонялся Ван Гогу и Сезанну, общался с Матиссом и Пикассо...". Неудивительно, что Наталья Петровна прекрасно знала французский и потом, во взрослой жизни, много занималась переводами с французского. Не раз бывали дети с родителями и в Италии . И этим языком Наталья Петровна тоже свободно владела.

"В Италии были много раз и отлично знали все сокровища итальянских музеев, по которым еще до революции таскали нас маленькими, и мы с младенчества привыкли шаркать по каменным плитам соборов и резным паркетам знаменитых галерей, и многое из того, что мы видели, вживалось в память навсегда", - вспоминала позднее об этом времени Кончаловская в книге "Волшебство и трудолюбие" .

Дело в том, что ее родители, Петр Петрович Кончаловский и Ольга Васильевна Сурикова, решив связать свои судьбы по взаимной глубокой любви, дали перед этим друг другу удивительную клятву: никогда не превращать свою жизнь в "обыкновенную супружескую", никогда не жаловаться и не сетовать, что бы ни случилось, никогда ни в чем не упрекать друг друга. Главное - творчество, и потому ничто не должно этой творческой жизни мешать, и никакие житейские условности не могут быть выше этого главного. И второе, что они твердо решили: никогда не расставаться с детьми, которые у них, конечно же, будут, брать их с собой, куда бы их ни закинула судьба, делить с ними все, чем одарит жизнь их самих. О том, на какие средства они будут жить, они не обсуждали, это их не волновало. Клятву свою они свято исполняли всю жизнь. Петр Петрович творил, Ольга Васильевна была ему верной помощницей, первым советником и ценителем, на чей суд он представлял все свои картины. И куда бы ни направлялись родители, они всюду брали с собой детей. "Мы с моим братом Мишей, - напишет позднее Наталья Петровна,- были удивительно удобными детьми. Вроде складных перочинных ножей, - никаких капризов и требований, где бы мы ни спали, что бы ни ели, как бы ни ездили... Но деньги у родителей были небольшие, и потому путешествия совершались очень экономно". С этими своими "удобными", как складные ножики, детишками молодые родители и путешествовали по Европе, жили в крохотных живописных итальянских городишках, иногда на ферме в сарае или в хижине в оливковой роще, чтобы как можно меньше расходовать на удобства, но как можно больше увидеть. Наталья Петровна вспоминает, как однажды рано утром, на какой-то остановке Ольга Васильевна открыла окно и увидела надпись над вокзалом: "Арль". Собрать детей было делом одной минуты. В Арле родители осмотрели все вангоговские места - посидели в "Ночном кафе", которое он писал, были в "Бильярдной", нашли дом, в котором жил великий художник, а однажды зашли в лавчонку, где Ван Гог покупал краски. Хозяин был все тот же, и он прекрасно помнил знаменитого голландского импрессиониста. У него даже сохранился портрет девочки, который Ван Гог оставил ему в залог за купленные краски. Но портрет был испорчен - прямо на щеке девочки холст был прорван насквозь. Петр Петрович долго смотрел на картину, потом попросил одолжить ее на один вечер. Хозяин решил, что молодой русский художник решил портрет скопировать. В местной гостинице, где они остановились, Ольга Васильевна умело заштуковала дырку, а Петр Петрович отреставрировал так точно, что от повреждения не осталось никаких следов.

"Вот, месье, - сказал он, возвращая портрет хозяину, - теперь вы сможете продать его за десять тысяч франков! Хозяин был потрясен, а семейство Кончаловских, как ни в чем не бывало, продолжило путешествие... Не взяв за работу ни копейки.

Их семья умела довольствоваться малым, питаясь в деревенских харчевнях, где за гроши можно было получить вкусные национальные блюда. Дети проводили целые дни на свежем воздухе, среди виноградников и олив, играя с итальянскими ребятишками, на ходу осваивая язык и запоминая чудесные итальянские песни.

А Петр Петрович работал, работал и работал... В том году, когда маленькая Наташенька Кончаловская пошла в свою первую школу, к ним во Францию вместе с сестрой Ольги Васильевны, Еленой Васильевной , приехал дедушка, Василий Иванович Суриков .

Они сняли квартирку в том же доме, что и Кончаловские. Василий Иванович очень любил своего зятя, ценил его творчество. Петр же Петрович Сурикова боготворил. "Их дружба была удивительной - они понимали друг друга с полуслова, - вспоминала Наталья Петровна.

"Несмотря на разницу в возрасте, разницу в живописных задачах... несмотря на различие в характерах, они многое в жизни воспринимали одинаково. Одно и то же их смешило, возмущало или радовало..." Так, летом того года два художника решили поехать в Испанию. Они взяли билеты в вагон первого класса и с комфортом проехали Францию до границ Испании. Пейзаж резко изменился. Изменились и люди. И Суриков с Кончаловским, недолго думая, сменили свои комфортабельные места на вагон третьего класса - для простонародья, где все чувствовали себя свободно как дома, пили вино из одной бутыли, передавая ее по кругу, и с восторгом приняли в свою компанию двух русских художников, которые с неменьшим восторгом в нее влились...

Ссылки:

  • КОНЧАЛОВСКАЯ НАТАЛЬЯ ПЕТРОВНА
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»