|
|||
|
Кончаловский Андрей: ВГИК. Первая награда
Развод с Ириной совпал у Андрона со временем перехода из консерватории во ВГИК . Кино он любил, много часов просиживал в кинозалах. Некоторые фильмы вызывали настоящее эмоциональное потрясение, например киноопера "Паяцы" с совсем юной тогда Джиной Лоллобриджидой. "Я смотрел фильм много раз и каждый раз рыдал. Другое потрясение - бельгийская лента "Чайки умирают в гавани". Не мог и вообразить прежде, что возможна такая формальная виртуозность". Третьим потрясением стал фильм "Хиросима - моя любовь" Алена Рене, увиденный во время I Московского международного кинофестиваля . Но еще до "Хиросимы", как уже говорилось, было потрясение самое главное, все решившее, - фильм "Летят журавли". Новая жизнь была счастливой, полной новых, прекрасных впечатлений. Андрон поступил на курс Михаила Ромма . Тот тоже был знакомым семьи Михалковых, правда, не особо близким. Может быть, из-за знакомства с семьей относился к Андрону с повышенной строгостью, ставил тройки, хотя тот знал, что его работы отнюдь не хуже других, а может, и лучше. Но уж слишком легко все ему давалось, а кому много дано, с того больше и спрашивается. Может быть, Ромм таким образом хотел заставить способного студента относиться к занятиям, к своей профессии более серьезно и ответственно? Легкомысленность ему претила. А тот действительно ощущал необыкновенную легкость, словно не учился, а находился в состоянии свободного полета. "В консерваторию я всегда шел, будто меня на веревке тащили, свободным себя никогда не чувствовал, давило тягостное ощущение, оберегаемая от всех тайна: "Я хуже других". Во ВГИКе - ничего подобного. Вот так я ходил бы в консерваторию, будь у меня абсолютный слух. Все давалось с лету - всегда было чувство полной внутренней свободы, радости, легкости. Я знал: это моя профессия". Курс у Ромма был сильный, вместе с Кончаловским учились Трегубович, Андрей Смирнов, Добролюбов, такие известные актеры, как Владимир Ивашов, Жанна Прохоренко, Галина Польских, Светлана Светличная. Двумя годами старше, тоже в мастерской Ромма, занимались Шукшин и Тарковский. "Только Михаил Ильич мог разглядеть в этом угрюмом человеке, матросе, замечательного артиста, - пишет Кончаловский про Шукшина . "Ромм нередко бывал субъективен, ошибался в своих оценках фильмов, в своих прогнозах на будущее кино - в людях не ошибался никогда". Однако не будем забывать: Шукшин был не только артистом от Бога, он еще был и режиссером, и писателем. Конечно, "Печки-лавочки" - это не "Ася Клячина", а "Калина красная" - не "Зеркало" и не "Романс о влюбленных", это совсем другое кино, но совсем не такое простое. Простота формы не всегда означает простоту содержания. Но возвратимся к Ромму, которого Кончаловский боготворил. "Его лекции всегда были интересны. Думаю, потому, что ему было интересно делиться с нами своими мыслями. Он учил нас быть людьми и только уже вслед за тем - режиссерами. Часто повторял нам эйзенштейновские слова: режиссуре нельзя научить, ей можно научиться. Если вам удалось воплотить сорок процентов задуманного, говорил он, считайте, что достигли успеха. Он никогда не навязывал своего мнения, своего представления о том, как надо делать. Он давал нам возможность ошибаться, самим тыкаться носом в свои ляпсусы и промахи. Он учил нас так, как учат уму-разуму щенят, пихая их носом в наделанную на пол лужу... Ромм учил нас тому, что режиссер всегда должен быть и драматургом, так же как и драматург всегда должен быть и режиссером. Он сам был прекрасный драматург, отлично чувствовал сценарную форму, великолепно умел ее анализировать. Умением анализировать драматургию я во многом обязан именно ему". Во время учебы Кончаловский снялся как актер в нескольких эпизодических ролях ("Иваново детство", "Суд сумасшедших"), написал с Тарковским сценарий "Иванова детства", потом сценарий об Андрее Рублеве - "Страсти по Андрею"), снял навеянную поэтическим кинематографом Альбера Ламориса короткометражку "Мальчик и голубь". Это была его курсовая работа, за которую он получил "Бронзового льва" на фестивале детских фильмов в Венеции. Вот такое потрясающее начало карьеры - он еще студент, он всего лишь снимает курсовую работу - и сразу получает за нее награду Венецианского фестиваля! Да, он не зря оставил консерваторию, мама может утереть слезы, здесь у него "абсолютный слух", здесь он на своем месте. Он мог чувствовать себя абсолютно счастливым. Он и чувствовал. К тому же Тарковский в то же самое время получал главный приз на большом, взрослом Венецианском фестивале за "Иваново детство"! А сценарий к фильму они писали вместе, так что это был в некоторой степени и его приз... Ссылки:
|