|
|||
|
Арктические съемки Никиты Михалкова
Между тем, творческая жизнь Никиты Михалкова оставалась насыщенной. После "Шуточки" он тут же был приглашен на главную роль в фильм "Не самый удачный день". После выпуска картины директор киностудии имени Горького Г.Бритиков подписал заключение, в котором говорилось: "Никита Михалков в этом фильме играет главную роль. Он полон обаяния и мягкого юмора. Это думающий молодой человек, ищущий ответов на многие жизненные вопросы. В этом фильме с особой силой проявилось дарование актера. Он, непосредственный и находчивый, подчиняет свою актерскую индивидуальность лепке сложного образа". А вскоре его исключили из Щукинского училища. Исключили именно за это - за съемки в кино, ведь за годы учебы Михалков умудрился сняться в пяти фильмах. Руководство училища просто не могло его оставить, иначе пришлось бы разрешать сниматься и другим студентам. Впрочем, Михалкова исключение не расстроило, ему казалось, что за годы учебы он уже взял от училища все, что оно могло ему дать, и теперь мечтал об освоении другой профессии - режиссерской. А для этого надо было поступить во ВГИК . Он туда и поступил через полгода после отчисления из "Щуки" - отчислили его весной 1967 года, а осенью он уже поступил на режиссерский факультет ВГИКа в мастерскую Михаила Ромма , причем сразу на второй курс. А за полгода перерыва снялся в советско-венгерском фильме "Звезды и солдаты" в роли белогвардейского прапорщика Глазунова. Учеба во ВГИКе его захватила. Огромную роль в этом сыграл Михаил Ромм. "Наш курс, - вспоминал Михалков, - был последним курсом, который Михаил Ильич довел до конца. Уже не очень здоровый, он приходил на лекции реже, чем в прошлые годы, когда у него учились старшие поколения. Может быть, из-за этого каждое его появление ожидалось нами с волнением и нетерпением, словно "великий маэстро" появится сегодня в последний раз... "Режиссер - не тот, - говорил Михаил Ильич, - кто хочет или "как все", или "как угодно, но не как все". Режиссер - тот, кто хочет сказать: "Вот как я себе представляю то или иное. И за это свое представление о мире режиссер должен нести персональную ответственность! За каждое свое слово! Тогда с ним можно соглашаться или не соглашаться, но только тогда ему можно верить". И в первом же своем фильме - курсовой работе "...А я уезжаю домой" Михалков постарался выполнить заветы великого учителя и представить свой взгляд на жизнь. Евгений Стеблов , который, между прочим, помогал Никите в съемках фильма, сочиняя текст, когда впервые увидел конечный вариант картины, плакал. "Я понял, - писал он позднее, - что мой друг Никита талантливый режиссер. Там, на экране, впервые возник его киномир... Сергей Соловьев говорил мне, что видел нашу картину во ВГИКе и был потрясен, не ожидая такого от артиста Никиты Михалкова..." А вгиковскому начальству фильм не понравился, показался диссидентским. Был момент, когда Михалкова даже собирались за это отчислить из вуза, но за него заступился Михаил Ромм. Благодаря ему все обошлось. Параллельно с курсовой работой Никита успел сняться еще в двух фильмах: в маленькой роли князя Нелидова в фильме брата "Дворянское гнездо" и в роли полярного летчика Бориса Чухновского в советско-итальянском фильме "Красная палатка". Речь в нем шла об арктической экспедиции Нобиле в 1928 году и спасении ее участников советскими летчиками и моряками ледокола "Красин". Режиссер Михаил Калатозов собрал по-настоящему звездный ансамбль актеров: в фильме снимались итальянцы Клаудиа Кардинале, Луиджи Ванукки, Масимо Джиротти, Марио Адорф, англичане Шон Коннери, который играл Амундсена, и Питер инч, исполнивший роль Нобиле. Из советских актеров, кроме Михалкова, снимались Донатас Банионис, Юрий Соломин, Юрий Визбор, Борис Хмельницкий и другие. Но самым интересным было то, что натурные съемки проходили в Арктике, на Земле Франца-Иосифа , первые в истории мирового кинематографа профессиональная камера работала на восемьдесят первом градусе северной широты. Льдины скребли прямо о борт корабля, рядом бродили белые медведи. Причем члены съемочной группы легкомысленно сами "прикормили" , бросая на лед банки со сгущенкой. Кончилось это тем, что спуститься с корабля на "сушу" стало практически невозможно - медведи постоянно бродили вокруг корабля, не пугаясь ни ракетницы, ни выстрелов, и сирены. Единственным, чего они боялись, был вертолет. Хорошо, что с группой работал прекрасный вертолетчик, Герой Советского Союза В.П. Кадышев . Он поднимал свой вертолет и, держась на малой высоте, прогонял медведей в глубь ледяного острова. Тогда, в быстром темпе, группа спускалась на лед и начиналась съемка. Однажды, еще в начале съемок, когда медведей почти не было, один из них подошел к кораблю. Группа отдыхала в кают-компании, конечно, не без спиртного - как без него обойтись на Севере? Все выскочили на палубу полюбоваться на гостя. А Михалков, взяв банку сгущенки, вдруг спустился по трапу... Хорошо, что медведь стоял спиной. Он обернулся в тот момент, когда Никита ставил банку на лед. Медведь сделал прыжок - девять с половиной метров! Потом специально замеряли. Михалков бросился к трапу, медведь за ним. Хорошо, что когти соскользнули. Трап быстро подняли. Да, неискоренимо все-таки желание русского человека сыграть с судьбой в рулетку... Конечно, и спиртное тут сыграло свою роль... Впрочем, близкое знакомство с полярным хищником потом помогло Михалкову сыграть его роль, когда по сценарию медведь должен был подойти к палатке. Ни один из живых мишек сниматься не пожелал, пришлось в медвежью шкуру наряжать дублера. Но сделать пробег такой длины, какой требовался для съемки, ни у кого из каскадеров не получалось - слишком тяжела была шкура. Тогда добровольцем вызвался Михалков. И использовал для этого свои наблюдения за повадками медведей - протрусив с десяток метров по льду, остановился и, подняв морду, очень похоже принюхался, давая себе передышку. Потом через некоторое время опять остановился, обнюхивая что-то на льду. Словом, сцена была снята. Так что Михалков в том фильме сыграл две роли - полярного летчика и... медведя. Ссылки:
|