|
|||
|
Анастасия Вертинская - "Звезда пленительного счастья" Никиты Михалкова
Когда-то давно, в 1978 году, Анастасия Вертинская снялась в фильме "Безымянная звезда". Но для Никиты Михалкова она стала его "звездой пленительного счастья", в которую он был влюблен страстно, отчаянно и безоглядно. В отличие от своего старшего брата, Никита, хоть и был влюбчив, но совсем не умел казаться таким победительным плейбоем и гусаром, как Андрон. В юном отроческом возрасте он был, к примеру, сильно влюблен в Таню Тарасову , дочку знаменитого хоккейного тренера Анатолия Тарасова , ныне тоже известного тренера, правда, уже мастеров фигурного катания. Но на Никиту Таня никакого внимания не обращала, и он никак не смог эту ситуацию изменить. Потом были влюбленности, и сильные, в других девочек - Катю Москатову, внучку легендарного героя Гражданской войны Лену Щорс, потом в Люсю Савельеву, но завоевывать их он не умел. Настоящие "взрослые" отношения у него сложились лишь с женщиной гораздо старше его, когда он уже учился в "Щуке". Она была красива, принадлежала к так называемым гранддамам, имя ее в богемных кругах Москвы знали все. Когда она согласилась встретиться с Никитой, тот был страшно счастлив. Но любви между ними не было, даже "бальзаковской", просто связь. "Из знакомства с ней, - потом вспоминал Никита Сергеевич,- я уже вынес кое- какие уроки..." Конечно, потом, тем более, когда он начал сниматься, девочек уже было много, но все его мысли были заняты Настей Вертинской , в которую он влюбился, посмотрев "Алые паруса", а потом еще прибавился и "Человек- амфибия". В Щукинском училище они стали учиться на одном курсе, однако Настя знала себе цену и близко к себе никого не подпускала, держа поклонников на расстоянии. По ней сходила с ума вся страна, за ней ухаживали такие знаменитости, как Андрей Миронов, Иннокентий Смоктуновский. Михалков к тому времени тоже снялся уже и в "Приключениях Кроша", и в фильме "Я шагаю по Москве", но это было ничто по сравнению с Настиной популярностью. И все же он добился тогда Настиного внимания, но... Но не сумел это внимание удержать. Замучил ее своей ревностью настолько, что она его в конце концов просто прогнала. Он уехал на съемки "Переклички", а когда вернулся, стал встречаться с балериной Леной Матвеевой , между прочим, подругой Насти. И все вроде бы было хорошо, Лена оказалась замечательным, умным и тонким человеком. "Прошлое не вспоминал, старался даже не думать о Насте. Искренне верил, что вылечился от той болезни", - говорит в одном из своих интервью Михалков. Но прошлое не умерло. Однажды, на дне рождения у Ивана Дыховичного , куда он пришел с Леной, Никита встретил Настю. Что было потом, он, как говорит, даже не помнит. "Провал, потеря сознания наяву. Очнулся на лестничной клетке этажом ниже квартиры Дыховичного. Стоял с Настей у окна и целовал ее в губы... Все, обратно к Ване мы уже не возвращались. Мучительно понимал, что совершаю ужасный поступок, по крайней мере, по отношению к Лене, но ничего поделать с собой не мог. Когда вспоминаю, до сих пор стыдно... На какой-то временной отрезок голова и ноги перемешались, не вполне отдавал себе отчет, что со мною происходит, на каком свете нахожусь. Оглядываясь назад, понимаю, что не в состоянии вычленить из той каши отдельный день, неделю или даже месяц. Все слилось в сплошную гулянку, мы с Настей кочевали из одной компании в другую, пили, пели, говорили. Я, правда, еще дрался. Бесконечно!.." О романе Михалкова с Вертинской знали, естественно, все, и через какое-то время молодые тогда режиссеры Андрей Смирнов и Борис Яшин пригласили их обоих сниматься в фильме "Шуточка" - экранизации одноименного рассказа Чехова. Однако сняться вместе влюбленным не удалось. Настя поняла, что ждет ребенка, и отказалась от съемок. На роль Наденьки была взята другая однокурсница Михалкова по "Щуке" - Нонна Терентьева. Известие о будущем ребенке отнюдь не обескуражило Никиту. Совсем напротив - он страшно обрадовался, теперь у него появилась гарантия, что Настя, в которую он был так безумно влюблен, останется с ним. Правда, поженились они, когда Степан уже родился. Но супружеская жизнь продлилась недолго, всего лишь три года - трудно двум сильным, ярким, талантливым личностям ужиться в одной берлоге. Причем быт, о который так часто разбиваются "любовные лодки", в данном случае оказался совершенно ни при чем. Во-первых, молодые жили с родителями Никиты, а Наталья Петровна была женщиной мудрой и умела ладить с невестками, во-вторых, Настя и сама была отличной хозяйкой. Как вспоминает Наталья Аринбасарова (в то время жена Андрона) в книге "Лунные дороги", "...У Настеньки была замечательная бабушка Лидия Павловна , она умело держала дом Вертинских, в строгости воспитывала внучек. Лидия Павловна - чудесная хозяйка, этот уютный талант передался и Насте. Наталье очень нравились грибы, которые готовила прекрасная Ассоль... Из плебеистых сыроежек Настена могла приготовить волшебной вкусноты блюдо. Она ничего не выбрасывала, все пригождалось на кухне..." Правда, Наталья Аринбасарова не рассказывает, что две юные невестки не всегда замечательно ладили между собой, терпимости Натальи Петровны им обеим явно не хватало. Через какое-то время они начали ссориться, что сказалось на общем микроклимате в семействе Михалковых-Кончаловских - ведь жили-то они в то время все вместе на даче на Николиной Горе. Постепенно стали втягиваться в эти споры и мужья, что ситуацию отнюдь не улучшало. Снова мудрым верховным судьей пришлось выступить Наталье Петровне, которая строго заявила невесткам: "Если вы мне поссорите моих сыновей, я вас прокляну!" Угроза помогла. Но даже мудрости Натальи Петровны не хватило, чтобы спасти браки своих сыновей. Андрон развелся с Натальей Аринбасаровой, Никита разошелся с Анастасией Вертинской. Как потом сказал в одном из своих интервью Никита Сергеевич, "...Настя ни разу в жизни не дала мне понять или почувствовать, что она мною восхищена или что ей нравится то, что я делаю...Она была сдержанна, иронична по отношению ко мне... Это не вызывало чувства обиды, но определенный мужской комплекс возникал... Но один момент был очень важный. Я уже учился во ВГИКе и хотел снимать картину о вологодских кружевницах. Уехал в Вологду и провел там невероятное, замечательное время! В пустой деревне, среди старух..." "Поездка произвела столь ошеломляющее впечатление, что, вернувшись рано утром домой, не стал ждать, пока Настя проснется, а растолкал ее и принялся рассказывать о солдатских вдовах, потерявших мужей на войне, но продолжающих хранить им верность, о нравах, царящих в русской деревне, о хлебосольстве и гостеприимстве простых людей, встретивших нас, московских студентов, как ближайшую родню. Я говорил, говорил, говорил, а потом поднял глаза и увидел вежливую, чуть печальную улыбку......Реакция Насти меня надломила. Смешно, правда? Из сказанного совершенно не следует, будто я прав, а она - нет. Разбудил человека, нес какую-то ахинею и требовал живого участия. Настя могла сразу послать меня далеко-далеко, но не сделала этого... Встав на ее сторону, готов все понять и оправдать, но... Степень моего восторга и возбуждения была так высока, что отстраненность жены неприятно резанула. Какая-то струна внутри лопнула, и с этого момента трещина между нами стала расти". Надо отдать должное Анастасии Вертинской: разойдясь с Никитой, она сохранила к нему уважение и никогда не сказала сыну ни одного дурного слова про отца. Потом она вышла замуж второй раз - за певца и композитора Александра Градского . Но и этот брак постигла та же участь. Как она считает, "Я была одержима профессией. Ясно было, что мое призвание - это театр. И предлагать мне формулу "женщине главное быть женой..." было бессмысленно. Бессмысленно это и сейчас. Я совершенно от этого не страдаю, у меня нет ни какого комплекса одинокой женщины. Более того, мне было бы ужасно тяжело жить в браке - это бесконечная привязанность к мужу, к обстоятельствам его жизни. Брак - это аскеза. И я не готова на нее пойти..." Ссылки:
|