Французский дипломат, известный и как
писатель. Интересы Морана диктовались не
только любопытством по отношению к
большевизму, но и тем, что его отец родился и
вырос в Петербурге, куда его дед Адольф
Моран переехал в середине XIX века.
Родившийся во Франции Моран, несомненно,
ощущал себя в некоторой степени русским.
Когда Моран в конце января 1925 года появился
у Бриков, он уже провел в Москве несколько
недель и прекрасно знал, кого посещает.
Благодаря публикациям в прессе и сплетням
он был до мельчайших деталей осведомлен об
этом "супружеском
картеле".
Поль Моран (фр. Paul Morand, 13 марта 1888, Париж – 23 июля 1976, там
же) – французский писатель,
дипломат, член Французской Академии
Отец – крупный чиновник, руководивший искусством, в доме бывали известные
писатели и
художники. Поль учился в престижных парижских лицеях, окончил Институт
политических
исследований, также учился в Оксфорде, часто жил в Англии и в Италии.
Познакомился
с Прустом и
Кокто.
Начинал стихами (1919), но получил первую известность, издав в 1921 сборник
новелл с
предисловием Пруста (переиздан, позже его перевел на английский Эзра
Паунд). Занимался
журналистикой, курировал серию «Возрождение новеллы» в издательстве
Галлимар. Много
путешествовал. В 1942 вишистское правительство назначило его послом Франции
в Румынии.
В 1944, с приближением советских войск, Морана перевели в Швейцарию, где он
и встретил
освобождение Франции и где, при негативном отношении к нему
де Голля, провел в изгнании
12
лет. Тем не менее, в 1968 он был избран членом Французской Академии, чему
много лет мешало
его коллаборантское прошлое и легкомысленные, на грани скабрезности, мотивы
некоторых книг
(перипетии его избирательной кампании воссозданы позднее в получившем
Премию двух
маго романе Полин Дрефюс «Наконец-то бессмертный», 2012).
Прах умершего и кремированного писателя, согласно завещанию, был смешан с
прахом его жены
на кладбище в ее родном городе Триест.
Моран – автор многочисленных новелл, романов, путевых записок, мемуаров и
портретов
писателей, газетной и журнальной хроники. Его проза 1920-х - 1930-х годов
повлияла на
творчество писателей группы «Гусары» (Роже Нимье, Антуан Блонден, Франсуа
Нурисье и др.).
Ряд его вещей были в эти же годы экранизированы, в тои числе – Жаном
Эпштейном, по его
сценарию Пабст снял в 1933 фильм Дон-Кихот с Федором Шаляпиным в заглавной
роли; по
нескольким романам были сняты художественные и телевизионные фильмы в
1970-е, 1980-е и
2000-е годы.