|
|||
|
Маяковский призывает к "Революции духа"
Отношение партийной номенклатуры к футуризму стало для Маяковского еще одним подтверждением того, что революция свернула с верного пути. Нужда в глубоких преобразованиях не отпала, и зимой 1920 года Маяковский возвращается к идее Революции Духа в поэме, над которой работал три года и которая сначала называлась "IV...", а потом "V Интернационал". Он колебался по поводу того, как ее назвать, но, какой бы порядковый номер он ни выбрал, название примечательно: Третьему интернационалу Ленина Маяковский противопоставляет свой собственный - интернационал Духа. Подзаголовок "Открытое письмо Маяковского ЦК РКП, объясняющее некоторые его, Маяковского, поступки" свидетельствует о том, что поэма задумывалась как прямая параллель вышеупомянутому письму в ЦК по поводу "150 000 000". Отзвуки манифестов из "Газеты футуристов" очевидны: Октябрь не выгорел! - Коммунисты Толпами лезут млеть в Онегине, в Сильве, в Игоре. К гориллам идете! К духовной дырке! Большевистская революция еще не повлияла на культурную жизнь, массы закормлены "старой культурой" - необходим новый бунт: Коммунары! Готовьте новый бунт в грядущей коммунистической сытости. Речь идет об особом бунте - о духовной революции: Взрывами мысли головы содрогая, артиллерией сердец ухая, встает из времен революция другая - третья революция духа. Знаменательно, что в напечатанной в 1922 году версии поэмы "горилл", "духовную дырку" и "коммунистическую сытость" заменили цензурные многоточия. Наиболее кощунственный фрагмент поэмы к цензорам, однако, не попал, поскольку не вошел в окончательную версию и существовал только как черновик. Это разговор Маяковского с Лениным, который окаменел и превратился в бесчувственную статую, в памятник на мраморном пьедестале за толстыми стенами Кремля. Его чугунные слова, словно гром, сотрясают пустой город. Он окружен секретаршами и охранниками. "Видят занят / стою монументом", - думает он. Но Маяковского не пугают преграды: "Духовный весь испугаюсь кого я?. При виде Маяковского Ленин приглашает его присесть, но в глубине души думает: "Носит чушь такую пороть его? - прямая отсылка к ленинскому выговору Луначарскому, которого надо бы "сечь за футуризм". В конце фрагмента Маяковский с его "кипящим песенным ревом" занимает место Ленина: Не отмахнетесь Сегодня я пред Совнаркома. Саркастический тон усиливается выбором образа: Ленин как памятник, защищенный кремлевскими стенами; в поэзии Маяковского памятник - неизменно отрицательно заряженная метафора застоя и косности. "IV Интернационал", по крайней мере в первоначальном варианте, задумывался как прямой ответ на выпады Ленина против Маяковского и должен рассматриваться на фоне конфликта между поэтом и партийным руководством в 1921 году. На чугунные порицания партийного вождя лидер поэтического авангарда отвечает стихами, воспевающими духовную сущность революции и защищающими право поэта говорить с властью на равных. Ссылки:
|