Моргунов, Алексей Алексеевич (1884—1935) — российский и советский художник,
внебрачный сын пейзажиста
Алексея
Саврасова. Видный представитель русского авангарда. Начинал с
неопримитивизма с сильным
влиянием фовизма, был сооснователем (вместе с Казимиром Малевичем и
Иваном
Клюном) феврализма, в советское время вернулся к неоклассицизму и закончил
соцреализмом.
Как и отец, страдал алкоголизмом и был склонен к запоям.
Алексей Моргунов — внебрачный сын известного пейзажиста
Алексея Кондратьевича Саврасова] и
Екатерины Матвеевны Моргуновой (около 1856 — около
1920).
В ранних авангардных работах Моргунов сочетал фовизм и неопримитивизм в
редакции Михаила
Ларионова. В начале 1910-х годов художник держал мастерскую на Остоженке в
Москве,
получившую известность под названием «Моргуновка», которая была местом
встречи левых
живописцев и своеобразным клубом и «свободной академией» для рисования
натуры.
В 1914—1915 годах Моргунов был одним из ближайших сподвижников
Казимира Малевича, вместе
с ним и Иваном Клюном основавшего феврализм. Начало
феврализму было положено на
публичном диспуте «Бубнового валета» 19 февраля 1914 года по старому стилю
в
зале Политехнического музея. Малевич, заявивший на диспуте о низвержении
разума, и
провоцировавший диспутантов Моргунов пришли на диспут с прикреплёнными на
лацканах
пиджаков деревянными ложками. Председательствовавший Пётр Кончаловский был
вынужден
закрыть собрание после слов Моргунова: «У меня от доклада Тугендхольда
сделалось
расстройство желудка, притом утомил, дурак…»
Фотография гуляющих 1 марта 1914 года с ложками в петлицах по Кузнецкому
Мосту Малевича и
Моргунова попала в московские газеты. Вне газет осталась фотография троицы
февралистов-
«лошкарей» с Клюном, сделанная в тот же день, чуть ранее, в художественном
ателье на Арбате.
Помимо эпатажа и алогизма, в февралистских полотнах Алексея Моргунова,
по
наблюдению Александры Шатских, «присутствуют те самые плоскости правильных
очертаний, что
своим молчаливым взиранием так тревожили будущего супрематиста» Малевича.
Однако в
супрематизм Моргунов не попал.
На два года Моргунов почти полностью выпал из художественной
жизни, частично вернувшись в
неё только в раннесоветское время. В 1920-е годы художник обратился к
неоклассицизму, а в
последние годы жизни писал картины в стиле соцреализма.
Высшие достижения в искусстве Алексея Моргунова связаны с периодом тесной
дружбы с
Казимиром Малевичем и, прежде всего, с феврализмом. Немногочисленные
февралистские
произведения художника в основном сосредоточены в той части коллекции
Георгия Костаки,
которая в настоящее время находится в Государственном музее современного
искусства в
Салониках, и в собрании Николая Харджиева.