Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Гнесин Михаил

См. в Википедии Гнесин, Михаил Фабианович

Источник - Википедия

Гнесин, Михаил Фабианович (1883—1957) — русский и советский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1927). Лауреат Сталинской премии второй степени (1946). Брат Григория, Евгении, Марии, Елены, Елизаветы и Ольги Гнесиных.


М. Ф. Гнесин родился 21 января (2 февраля) 1883 года в Ростове в семье казённого раввина (в 1863—1888 годах), гласного городской думы Фабиана Осиповича Гнесина и Беллы Исаевны Флетзингер.
Любовь и привязанность к Ростову — городу, в котором я родился, и ко всему донскому краю характеризуют всю мою жизнь, степь с её широкими просторами и ароматами трав, поля пшеницы, золотящейся на солнце, и водная гладь Дона — это первые и прекрасные мои впечатления и воспоминания. Михаил Фабианович Гнесин
В раннем детстве научился играть на скрипке, неплохо пел, стал пробовать силы в композиции. Ему не было ещё и восьми лет, когда он написал первое свое произведение. После окончания в 1899 году реального училища 16-летний юноша поступил в Петербургскую консерваторию.
В 1901—1909 годах учился в Санкт-Петербургской консерватории по классу композиции, сперва в классе Н. А. Римского-Корсакова, затем у А. К. Лядова.
Принял в 1905 году активное участие в забастовке студентов в ответ на расстрел рабочей демонстрации 9 января, за что был исключён из консерватории. Восстановили его в числе студентов год спустя. (Тогда же студентов активно поддержал Николай Андреевич Римский-Корсаков, он вместе с А. К. Глазуновым и А. К. Лядовым покинули консерваторию в знак протеста)
Вернувшись на Дон после окончания консерватории, Михаил Фабианович продолжил как творческую, так и просветительскую работу.
«Значительная часть моих произведений, — вспоминал Гнесин, — была написана в Ростове. Это были фортепьянные пьесы, романсы на стихи русских поэтов, хоровые и другие сочинения. Многие из них впервые прозвучали в Ростове в исполнении местных музыкантов».
С 1911 по 1913 год преподавал в музыкальном училище в Екатеринодаре. В 1914 преподавал в студии В. Э. Мейерхольда.
В связи с интересом к фольклору Востока посетил Палестину и другие страны.
1920—1921 — заведующий музыкальной секцией Донского отдела народного образования, один из создателей и директор народной консерватории в Ростове-на-Дону, профессор Донского археологического университета.
С 1923 году в Москве: был инициатором создания кафедры композиции в Музыкальном техникуме, руководимом его сёстрами.
Творческий дар, отсутствие боязни экспериментировать позволили Михаилу Фабиановичу не только возглавить композиторский отдел, но и ввести в учебный план свободное сочинение с 1-го курса. Это давало, в отличие от старой привычной системы, когда только после изучения гармонии, контрапункта и фуги студенты могли заниматься в классе свободного сочинения, с первых месяцев обучения выявить и развить творческие способности учеников, их склонность к сочинению. Свою методику в занятиях композицией с начинающими музыкантами М. Ф. Гнесин обобщил в своем учебнике «Начальный курс практической композиции» (М.-Л.,1941). Эта система была введена в 1927 году в Московской консерватории и действует по сегодняшний день в Гнесинском училище в курсе специальности «Теория музыки».
В 1925—1935 годах профессор МГК имени П. И. Чайковского; в 1935—1944 годах — ЛГК имени Н. А. Римского-Корсакова; в 1941—1942 годах в эвакуации заведовал музыкальной частью Марийского музыкального театра в Йошкар-Оле.;в 1944—1951 годах заведовал кафедрой композиции МПИ имени Гнесиных. Доктор искусствоведения (1943).
М. Ф. Гнесин умер 5 мая 1957 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2).

В дореволюционный период творчества Михаил Гнесин был близок к деятелям культуры символистского направления. Им были созданы вокальные циклы на стихи К. Д. Бальмонта и Ф. К. Сологуба, симфонический дифирамб «Врубель» на стихи В. Я. Брюсова, музыка к трагедиям Софокла и Еврипида в постановке В. Э. Мейерхольда. Первые циклы романсов и симфонический фрагмент «Из Шелли» (1906—1908) были исполнены на «Вечерах современной музыки» и симфонических концертах А. И. Зилоти.
В 1910—1920-е гг. в творчестве Гнесина сильны еврейские мотивы: среди его произведений этого периода — опера «Юность Авраама» (1923), «Страницы из Песни Песней» (1919), «Пляски галилейских рабочих для оркестра» (1923), вокальный цикл «Повесть о рыжем Мотэле» на стихи И. П. Уткина (1929), опера Гнесина «Бар-Кохба» (о восстании евреев против римлян во II веке и его руководителе Бар-Кохбе) осталась незаконченной.
С середины 1920-х годов Гнесин сочиняет симфонию-монумент «1905-1917» (1925), увлечён обработкой музыкального фольклора народов СССР (например, в секстете «Адыгея», 1933 и др.).
Среди поздних произведений композитора — кантата «Красной Армии», трио «Памяти наших погибших детей» (оба — 1943).
В 1939 году на экраны вышел фильм «Амангельды», музыка к которому была создана М. Ф. Гнесиным в содружестве с А. К. Жубановым.
Гнесиным также написаны:
учебник «Начальный курс практической композиции» (1941)
книга «Мысли и воспоминания о Римском-Корсакове» (1956).
М. Ф. Гнесин. Статьи, воспоминания, материалы, сост. и общая ред. Р. В. Глезер. — М., 1961

Награды и премии
заслуженный деятель искусств РСФСР (1927)
Сталинская премия второй степени (1946) — за сонату-фантазию для фортепиано и струнного квартета
орден Трудового Красного Знамени

Ученики
А. В. Варламов
А. И. Хачатурян
Г. А. Мушель
А. Л. Степанян
Ниязи
И. Б. Финкельштейн
Т. Н. Хренников
Е. Ф. Светланов
П. К. Аедоницкий
С. З. Сендерей
С. В. Аксюк
В. Н. Салманов
Е. И. Месснер
В. Э. Ферман
С. Ф. Кайдан-Дешкин
А. К. Клумов
Б. Л. Клюзнер

Сочинения
Камерные сочинения
Соната-фантазия для скрипки, альта, виолончели и фортепиано. Соч.64

Вокальные сочинения
«Стремление» на стихи В.Жуковского для высокого голоса и фортепиано. Соч.1, № 4 (1906)
Песня Гаэтана из музыки к драме А.Блока «Роза и крест» для тенора и фортепиано. Соч.14, № 2
«Табун» (Пастух и эхо) для сопрано, меццо-сопрано и фортепиано. Соч.47, № 1 (1931)
«Я с вами больше не знаком» (Элегический вальс) для баса и фортепиано. Соч.49 (1934)
«Я здесь, Инезилья» на слова А. С. Пушкина для высокого голоса и фортепиано. Соч.51, № 1

Ссылки:

  • Хачатурян Арам Ильич (1903-1978)
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»