Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Острая нужда в "красных" специалистах

Осознав, что пропасть между представителями творческой интеллигенции и большевистской властью не перестает углубляться, и понимая, что дело воспитания полноценной красной интеллигенции не может быть решено наскоком, Ленин пытается найти иной выход из положения. Он формулирует программу быстрой подготовки широкого контингента красных спецов из людей, не имеющих образования, но зато преданных советской власти. На первый план выдвигается наиважнейшая задача - срочное создание кадров красных спецов из представителей рабочего класса и беднейшего крестьянства. Ленин разбивал эту задачу на две: с одной стороны, рекрутирование детей пролетариев и крестьян для поступления в вузы, а, с другой стороны, срочное обучение проявивших преданность новой власти лиц с тем, чтобы немедленно начать использовать их на местах для руководства фабриками и заводами, предприятиями и учреждениями: "Надо поучиться у них, у наших врагов, нашим передовым крестьянам, сознательным рабочим на своих фабриках, в уездном земельном отделе у буржуазного агронома и пр., чтобы усвоить плоды их культуры" ( 6_58 ). По-видимому, он искренне верит, что для получения профессиональных знаний много времени не понадобится.

Он все настоятельнее требует от различных органов, причастных к вопросам просвещения и образования, расширить сеть начальных учебных заведений, где бы можно было хотя бы примитивно подучить людей, близких "по своему умонастроению к большевикам" ( 6_59 ).

Задача воспитания новой, преданной большевистской партии интеллигенции была признана одной из центральных на II Всероссийском съезде профсоюзов в январе 1919 года ( 6_60 ). Пытаясь привлечь на свою сторону союзников и призывая их не бояться работы по строительству коммунизма, он утверждал:

"Если вы искренний сторонник коммунизма, беритесь смелее за эту работу, не бойтесь новизны и трудности ее, не смущайтесь старым предрассудком, будто эта работа подсильна только тем, кто превзошел казенное образование. Это неправда. Руководить работой строительства социализма могут и должны во все большем числе рядовые рабочие и крестьяне труженики" ( 6_61 ). Тактический выигрыш от таких призывов был несомненным. Знаменитый лозунг Ленина: "Мы и кухарку научим управлять государством" у одних будил честолюбие, у других рождал надежду, что скоро станет возможным управлять хозяйством без помощи интеллигентов на огромных территориях страны, несмотря на утопичность этих надежд и отсутствие в среде большевиков достаточного числа кадров, способных обеспечить долговременность такого самоуправления. Для ускорения подготовки кадров руководителей из лояльных к новой власти людей были организованы краткосрочные школы (некоторым из них были присвоены громкие названия "университеты" - Свердловский в Москве, Зиновьевский - в Петрограде, Университет народов Востока и т. д.). Ленин горячо радуется возможности:

"... собрать здесь несколько сот рабочих и крестьян, дать им возможность заняться систематически несколько месяцев, пройти курс советских знаний, чтобы двинуться отсюда вместе, организованно, сплоченно, сознательно для управления, для исправления тех громадных недостатков, которые еще остаются" ( 6_62 ).

Формы обучения, объем и содержание предметов, именуемых странным термином "курс советских знаний", приспосабливались к "текущему моменту". Ленин в связи с этим подчеркивал: "Это должно идти в формах не обязательно единообразных. Тов. Троцкий был вполне прав, говоря, что это не написано ни в каких книгах, которые мы считали бы для себя руководящими, не вытекает ни из какого социалистического мировоззрения, не определено ничьим опытом, а должно быть определено нашим собственным опытом" ( 6_63 ). Чему можно научить вчерашних рабочих и крестьян за несколько месяцев, чтобы они стали полнокровными и полноценными руководителями, да еще способными сразу после этого "сплоченно" взяться за "исправление тех громадных недостатков, которые еще остаются" (называй это курсом "советских знаний" или как угодно иначе), Ленин не говорит. Ему приходится радоваться возможности получить хотя бы эти первые несколько сот малограмотных людей, постигших азы знаний. Его радость (омраченная, впрочем, тем, что ему приходится, как он говорит, примерно половину этих людей отправить в качестве командиров на фронты гражданской войны) свидетельствует, насколько мизерными были кадры людей, которым он мог доверять, и что это были за кадры.

Однако Ленин придавал задаче формирования таких кадров огромное значение. Его постоянные уверения в том, что по своим деловым качествам эти полуобразованные люди ничем не хуже высококачественных специалистов, рождали самоуспокоенность на верхах и невероятную самоуверенность в низах. Открытие ворот в управление, преподавательскую и научную деятельность для лиц с недостаточной профессиональной подготовкой и непрестанное поощрение этих людей к тому, чтобы они смелее брались за любое дело, и было началом "выдвижения" в науку (и даже руководство ею) полуобразованных людей, судивших о задачах науки с высоты своего полузнания и тем наносивших ей огромный вред. Лысенкоизм стал, быть может, одной из наиболее ярких форм этого явления.

Наряду с задачей быстрого обучения преданных людей из рабочих и крестьян Ленин обращает внимание на задачу изменения общеобразовательной школы . При этом главный упор делается опять-таки не на то, чтобы улучшить преподавание основ научных знаний (как в области естественных наук, так и гуманитарных), а на то, чтобы за счет сокращения времени преподавания этих знаний усилить преподавание идеологии и прикладных сведений. Ленин требует ускорить процесс замены гимназий и реальных училищ школами нового типа - общеобразовательными с политехническим уклоном: "В период диктатуры пролетариата, т. е. в период подготовки условий, делающих возможным полное осуществление коммунизма, школа должна быть не только проводником принципов коммунизма вообще, но и проводником идейного, организационного, воспитывающего влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся в целях воспитания поколения, способного окончательно осуществить коммунизм. Ближайшими задачами на этом пути являются в настоящее время:

1) Проведение бесплатного и обязательного общего и политехнического (знакомящего в теории и на практике со всеми главными отраслями производства) образования для детей обоего пола до 16-ти лет.

2) Осуществление тесной связи обучения с общественно-производительным трудом.

3) Снабжение всех учащихся пищей, одеждой и учебными пособиями за счет государства3.

4) Усиление агитации и пропаганды среди учительства.

5) Подготовление кадров нового учительства, проникнутого идеями коммунизма

6) Привлечение трудящегося населения к активному участию в деле просвещения (развитие Советов народного образования, мобилизация грамотных и т.д.).

7) Всесторонняя помощь Советской власти самообразованию и саморазвитию рабочих и трудовых крестьян (устройство библиотек, школ для взрослых, народных университетов, курсов лекций, кинематографов, студий и т. п.).

8) Развитие самой широкой пропаганды коммунистических идей ( 6_65 ).

Таких указаний, программных заявлений, призывов можно найти достаточно много и в последующих выступлениях и документах, написанных Лениным в 1920-1922 годах. Он понимал, что задача создания собственных красных специалистов гораздо труднее, чем все, что удалось сделать молодой советской власти до сих пор, но он еще непоколебимо убежден в том, что эта задача будет решена в отведенные для этого сроки: "Мы абсолютно уверены в том, что если мы в два года решили труднейшую военную задачу, то мы решим в 5-10 лет задачу еще более трудную: культурно- образовательную и просветительную" ( 6_66 ). Временами он не без пафоса говорит о своей вере в победу на фронте культурной революции:

"Сотрудничество представителей науки и рабочих - только такое сотрудничество будет в состоянии уничтожить весь гнет нищеты, болезней, грязи. И это будет сделано. Перед союзом представителей науки, пролетариата и техники не устоит никакая темная сила" ( 6_67 ).

Лишь перед смертью, когда из-за болезни он оторвался от каждодневной суеты у него было время трезво обдумать некоторые результаты собственной политики, он начинает понимать, насколько радужными были надежды на скорое решение задач культурной революции и сколь эти надежды оказались нереальными. Он видит, как медленно идет дело вперед, как минимально число тех, кто может быть с пользой привлечен к руководству на всех уровнях, особенно на высших уровнях управления. И ему становится отчетливо ясно, и он публично это признает, - что первоначальные расчеты на быстрое и качественное обучение рабочих и трудящихся крестьян не оправдывается в той мере, в какой вначале казалось возможным. И тогда из-под его руки вырываются горькие строки признания в несостоятельности этих планов и расчетов, как это случилось в тексте речи, подготовленной им для IV сессии ВЦИК IX созыва, одной из последних речей в его жизни:

"Годы и годы должны пройти, годы и годы мы должны учиться, потому что уровень культуры наших рабочих низок, рабочим трудно взяться за совершенно новое дело производства - а только на рабочих мы и можем положиться в смысле искренности и энтузиазма" ( 6_68 ). Это было сказано Лениным 31 октября 1922 года - за полтора месяца до болезни, от которой он уже не смог оправиться.

Ссылки:
1. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЛЫСЕНКО
2. Большевики не доверяли буржуазным специалистам

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»