|
|||
|
Лысенко и "второе правило монополизма"
Для человека, подобного Трофиму Лысенко , задача выдвижения, захвата - правдами, а больше - неправдами, главенствующих позиций в управлении наукой была важной, но отнюдь не единственной. Прорвавшись к власти, такие люди жаждали удержать ее любой ценой ... и закономерно превращались в монополистов, начинали подавлять своих явных и потенциальных конкурентов, обеспечивать лидерство без конкуренции. Монополизм в науке немыслим без того, чтобы лицо, захватившее власть, не пыталось бы вытеснить из науки известных своими трудами ученых. Это правило в полной мере воспринял и Лысенко. Пороча более преуспевающих коллег, устраняя их, он насаждал на освободившиеся места своих ставленников -послушных, даже безропотных, лишенных глубоких профессиональных знаний, творческого огня, изобретательской жилки. Лысенко учредил систему слежки за всеми и каждым (например, его секретарь вела картотеку на всех сколько-нибудь известных в его области ученых), чтобы вовремя распознать тех, кто попытался бы сбросить с себя ярмо диктатуры и занять "неподобающее ему" место. А поскольку главный монополист представлял собой (и не мог не представлять) личность серую, посредственную, то, естественно, получалось, что его ставленники являли собой поголовно скопище унылых, еще более посредственных личностей, сильных, как правило, лишь корпоративностью и характеризующихся непомерной амбициозностью. Такой была группа (или мафия) Лысенко. Нужно еще раз подчеркнуть, что она сформировалась не на пустом месте, а была продуктом социальной системы. Система воспроизвела себя и в этой - научной области. Лысенко всегда имел перед собой показательный пример в лице Сталина , вытеснившего всех деятелей партии и заменившего их убогими и злобными фантомами, безоговорочно следовавшими всем его указаниям. Известный в ленинском окружении своей посредственностью, необразованностью и низкой культурой Сталин был силен в другом: из своего уголовного юношества он вынес строгое следование правилам бандитского мира - распределение ролей, взаимозависимость (то есть круговая порука) и беспрекословное подчинение главарю шайки. Интеллигенты и полуинтеллигенты, вращавшиеся в партийных верхах до прихода Сталина к власти, не имели ни этого опыта предшествовавшей уголовной жизни, ни умения или желания делить друг с другом роли и были просто сметены с арены сталинской "гвардией", быстро упрочавшей свое положение. Механизм устранения конкурентов Лысенко также заимствовал у Сталина, который использовал созданную Лениным и поставленную последним над всеми другими органами репрессивную систему в виде ВЧК, НКВД, КГБ ). Сталинские уроки ошельмовывания оппонентов, приписывания им выдуманных грехов, подлавливания на неосторожном слове или незначительном поступке, осуждения и уничтожения воспринимались такими людьми как Лысенко в качестве руководства к действию. Рожденная борьбой за власть система моральных (вернее, аморальных) критериев расшатала все представления о порядочности, добрых отношениях между людьми и т. п., то есть разрушила веками утверждавшуюся мораль. Борьба с религиозными установлениями и официальная "отмена религии" сняла у многих (в особенности у морально слабых людей) страх перед неотвратимостью ответа перед Богом за свои прегрешения - явные и тайные, а разбуженная революцией активность масс открыла ворота на верхи для тех, кто в иных условиях не мог рассчитывать даже на отдаленное подобие успеха в жизни. Эта аморальная активность была нужна Сталину для того, чтобы перетряхнуть все слои русского общества, сместить отовсюду - на всех уровнях - людей творческих, честных, порядочных, заменив их людьми с противоположными свойствами, но зато управляемыми, послушными. Такие люди с показным удовольствием выполняли любой приказ, одобряли любые действия властей, кого требовалось - клеймили, кого надо - награждали овациями, а потом спокойно могли проделать то же самое в обратной последовательности. Тем самым советское общество было подготовлено к восторженной встрече новых монополистов - рангом пониже, чем Сталин, но одобренных им лично и выставленных на роли лидеров в других (непартийных) областях жизни, включая науку. Теперь уж от них самих зависело то, каким образом заявить о себе. Гениальность Лысенко в том и состояла, что, не имея никаких достоинств в качестве квалифицированного ученого, он быстро осознал свои потенции для другой роли - претендента на монополию в своей области науки. С первой проверкой он блестяще справился: его обещания были масштабными, действия - активными, роль народного самородка он разыграл лучшим образом, внешнюю обрядность соблюдал, многих крупных ученых "обольстил" (хотя, наверняка, большинство из них просто пошло на компромисс с совестью) и в академики с их помощью попал, интерес партийных и советских руководителей самых высоких рангов возбудил, поддержку в народе организовал и даже личное, и притом горячее, одобрение самого Сталина снискал. Таким образом, первый экзамен он сдал на отлично и был вознагражден: реальная власть в биологии и агрономических науках начала сосредоточиваться в его руках. Теперь наступило время для того, чтобы воплотить в жизнь второе правило монополистов - убрать с дороги всех потенциальных конкурентов, всех, кто был умнее, образованнее, пользовался уважением. Немалую роль играли при выполнении этой задачи и личные качества самого Лысенко - человека завистливого и нетерпимого. Для расправы были хороши все средства - явные, открытые для всеобщего обзора (обвинения конкурентов в ошибках, заблуждениях, а если представится случай, и во вредительской деятельности), и тайные (доносы, фабрикация слухов, натравливание своих подручных). В случае победы достигался не только эффект собственного возвеличивания в глазах публики (дескать, раз победил - то сильнее), но и делалось предупреждение всем возможным претендентам на ту же позицию (смотрите, мол, что случилось с другими противниками, не дерзайте со мной бороться, вставать мне поперек пути, - смету, растопчу, уничтожу). Это и была вторая задача, второй экзамен, который Лысенко должен был выдержать. И он его выдержал. Ссылки:
|