|
|||
|
СИМБИРСКАЯ МУЖСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ - "УЧЕНАЯ ШКОЛА"
ШКОЛА, ДАЮЩАЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ, СТУПЕНЬ К УНИВЕРСИТЕТУ И, ВОЗМОЖНО, К ВЕРШИНАМ НАУКИ, ИЛИ, ПО СЛОВАМ А. КОРИНФСКОГО, СОУЧЕНИКА В. УЛЬЯНОВА, "УГРЮМЫЙ ЗАСТЕНОК КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ" Симбирская мужская классическая гимназия была открыта в декабре 1809 г. По Уставу ее подчинили Казанскому университету. За время своего существования это учебное заведение претерпело несколько преобразований, о чем свидетельствуют Уставы гимназии разных лет. В структуре народного образования гимназии являлись учебными заведениями высшего типа и имели целью "доставлять воспитывающемуся в них юношеству общее образование и вместе с тем служить приготовительными заведениями для поступления в университет". Доступ в мужские гимназии был открыт мальчикам всех сословий без различия званий и верований. Причем в первый класс с вступительными экзаменами принимались дети не младше десяти лет, умеющие читать и писать по-русски, знающие главные православные молитвы и основные правила арифметики. В 1860-е гг. были созданы два типа таких заведений: классические (с одним-двумя древними языками) и реальные (без изучения древних языков). Но право на поступление в любой университет России давала только классическая гимназия. В 1865 г. Симбирская мужская гимназия стала классической с преподаванием латинского языка. Ее учебный план был рассчитан на семилетний курс обучения и включал Закон Божий, русский язык с церковно- славянским и словесность; латинский, французский и немецкий языки; математику, историю, географию, естественную историю, физику, космографию, чистописание, рисование и черчение. Объем преподавания этих предметов определялся министерской инструкцией лишь в общих чертах. Каких-либо утвержденных программ не было - преподавателям предоставлялась полная свобода в выборе учебников и методов обучения. В те годы в Симбирской гимназии начали преподавание талантливые специалисты - учитель немецкого языка Я. Штейнгауэр , математик Н. Степанов , словесник Н.А. Гончаров - брат знаменитого писателя . По новому Уставу, принятому в 1871 г. , строго определялась структура образования. Стали едиными общегосударственные учебные программы и планы. Курс гимназического обучения становится восьмилетним; открываются подготовительные классы. Заметно укрепилось преподавание математики, в седьмом классе появился новый предмет - логика. Во всех классических гимназиях стал обязательным второй древний язык - греческий (его ввели с 1873 г.). В свою очередь, резко сокращается преподавание естественных наук - минимальный курс по химии войдет в программу физики для седьмого класса. Учреждаются должности классных наставников и их помощников. В их обязанности входило постоянное наблюдение за успехами, поведением, нравственным развитием и домашней жизнью воспитанников. Особое внимание уделялось религиозно-нравственному воспитанию гимназистов. Каждый день начинался общей утренней молитвой в актовом зале, а в праздничные и воскресные дни ученики присутствовали на богослужении в Сергиевской церкви (она существовала при гимназии с 1867 г). Обучение в гимназии было платным . В 1870-х годах плата составляла 30 рублей в год и вносилась по полугодиям. По тем временам это была солидная сумма. От платежей за обучение решением педсовета гимназии освобождались способные, но бедные ученики (не более 10 % учащихся), а также дети служащих по Министерству просвещения со стажем свыше 10 лет (кем являлись Александр и Владимир Ульяновы). Требования к учащимся были высоки, а с 1879 г., когда директором гимназии стал Ф.М. Керенский , человек строгих административных правил, повысились еще более. Ежегодно во всех классах, включая приготовительный, проводились письменные испытания, а после четвертого и шестого классов еще и устные, по программе нескольких лет учебы. По окончании восьмого класса гимназисты держали десять экзаменов на аттестат зрелости за весь гимназический курс (по пять письменных и устных). Как же оценить роль гимназии, тот след, который она оставила в умах и сердцах воспитанников? В чем плюсы классического образования? В первую очередь, это его научность и фундаментальность. Гимназисты читали труды классиков античной философии в оригинале, это учило их логически мыслить. В гимназическом преподавании очень четко прослеживались межпредметные связи в рамках гуманитарного блока: словесность, древние языки, логика, история, иностранные языки (французский и немецкий); а также естественно-научного блока предметов: математика, физика с курсом химии, география с элементарным курсом естествознания. Знание латинского языка облегчало овладение учащимися современными иностранными языками. Гуманитарное образование, которое давала своим воспитанникам классическая гимназия, и на сегодняшний день можно признать наилучшим. Отрицательные стороны классической системы, которые впоследствии и породили воспоминания о "классическом кошмаре", - громадная перегрузка этимологией и синтаксисом древних языков. Отрицательно влияла на учащихся и чрезмерная регламентация всех сторон жизни воспитанников, строгость гимназических порядков, часто завышенный уровень требований к познаниям ученика, за счет чего многие "отсеивались" из гимназии "по неуспешности". Так, из 55 первоклассников 1879 г. к испытаниям на аттестат зрелости пришли только Владимир Ульянов и еще семеро его соучеников, остальные были либо исключены из гимназии за неуспеваемость, либо оставались в одном из классов на второй год. Гимназии того времени давали солидную научную подготовку, вполне достаточную для продолжения образования в университете.
Ссылки:
|