Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Учащиеся первой киевской гимназии 1879 г

<...>Число учащихся в 1-ой гимназии к 1 января 1879 года было 617 чел.; к концу года, к 1 января 1880 года, состояло 635 чел. "Такое приращение, - говорит директор Андрияшев, - объясняется многочисленностью 8-го класса и вообще высших классов. Из поданных 208 прошений о поступлении принято в гимназию, по экзамену и без оного, 122 чел. Половина принятых учеников поступила в приготовительный класс; затем, остальная половина принята, главным образом, в 1-й и 7-й классы. Последнее обстоятельство объясняется тем, что в 7-й класс поступают ученики, окончившие 6- классные прогимназии , которых в Киевском учебном округе состоит четыре, вследствие чего контингент окончивших курс прогимназий, не менее 100 человек, должен разместиться в гимназиях, высшие классы которых, по большей части, не меньше узаконенного комплекта. Ввиду такого обстоятельства, по необходимости приходится принимать в 7-й класс и сверх комплекта, дабы не отнять от молодых людей возможности продолжать свое образование".

По классам ученики распределялись так: в приготовительном классе было - 83, в 1-м - 100, во 2-м - 105, в 3-м - 88, в 4-м - 71, в 5-м - 65, в 6-м - 39, в 7-м - 46, в 8-м - 38 человек. Параллельные отделения были в приготовительном и первых пяти классах. По сословиям состав учеников был такой: детей дворян и чиновников - 424, духовного звания - 59, го- родских сословий - 110, сельских - 27 и иностранцев - 15. По вероисповеданию ученики принадлежали: к православному - 473, к католическому - 107, к лютеранскому - 23 и к иудейскому - 32. В 1879 году выбыло всего из гимназии 77 учащихся, в том числе: 22 окончивших курс учения, 21 - с аттестатом зрелости и 1 - со свидетельством. Затем, выбыло до окончания курса 55 учащихся, в том числе: уволено по просьбе родителей, для поступления в другие учебные заведения, или же для поступления на государственную службу - 34, умерло - 2, уволено за безуспешность - 11, за дурное поведение - 2, предложено родителям взять из гимназии 6 учеников. Таким образом, число учеников, уволенных за безуспешность, составляет менее 2% всего числа учащихся в гимназии, а число уволенных за дурное поведение - менее 1%.

"Вникая в положение тех и других учеников, - говорится в отчете, - а главное, имея в виду предохранить учеников от влияния преступной пропаганды, в случае преждевременного выбытия учеников, начальство гимназии своевременно принимало все зависящие меры для исправления означенных учеников, постоянно обращаясь к содействию родителей. Подвергались увольнению ленивые или дурного поведения ученики только тогда, когда все меры, предпринятые для предупреждения этого печального исхода, не достигали своей цели. Из учеников, выбывших по желанию родителей, толь-ко самая незначительная часть выбыла для поступления на государственную службу, все остальные поступили в другие учебные заведения". "При определении уровня успехов учеников 1-ой гимназии, - говорится дальше в отчете, - необходимо прежде всего обратить внимание на результаты окончательных и переводных экзаменов в конце 1878-79 учебного года; они только дают вполне обследованные и точно определенные данные. Сравнивая отметки за год и за экзамен, можно вообще заметить, что число удовлетворительных отметок за экзамен - более, чем за год. Это объясняется усилением занятий учеников во время экзамена, ввиду опасности остаться в том же классе. Такое усиление занятий в высших классах заметнее, чем в низших. В особенности это было заметно в отчетном году в 5-м классе, где из 48 учеников имели удовлетворительные отметки по всем предметам в течение года только 23 ученика, а на экзамене - 36 учеников. <...>Еще удовлетворительнее результаты испытания зрелости. Из 22 учеников 8-го класса, подвергавшихся испытанию зрелости, все оказали удовлетворительные успехи, за исключением одного ученика, который письменные испытания по латинскому и греческому языкам выдержал неудовлетворительно. Испытания зрелости производились при точном соблюдении правил, предписанных для таких испытаний. На испытаниях присутствовали: помощник попечителя, депутат от университета, доцент Мищенко, и депутат от духовного ведомства, протоиерей Богданов. На устных испытаниях лучшие ответы давались по Закону Божию и по математике; затем следуют латинский и греческий языки и, наконец, история. Удостоены серебряной медали ученики 8-го класса Лиокумович Иосиф и Регаме Казимир. Из посторонних подвергались испытанию два лица, но выдержал испытание только один и получил свидетельство на право поступления в университет. Общее число успевающих по всем предметам во вторую половину 1879 гражданского и в первую половину 1879-80 учебного года - 67%, почти такое же, как и в прошлом 1878 году. Выше всех по успехам стоит 8-й класс, в котором из 38 учащихся - 36 удовлетворительных; затем следуют 2-й, 1-й, приготовительный, 7-й, 6-й, 4-й и 5-й. Результаты эти, впрочем, могут дать только приблизительное понятие об уровне успехов в гимназии в первой половине учебного года, так как можно надеяться, что многие из учеников, получивших по главным предметам одну неудовлетворительную отметку, легко могут исправиться и к концу года будут в состоянии удовлетворить самым строгим требованиям для перевода в высшие классы. В особенности это можно сказать относительно предметов неглавных, по которым для перевода в высший класс достаточно одной только удовлетворительной годичной отметки. По этим предметам преподаватели никак не могут быть щедрыми на отметки, чтобы на первых же порах не поселить в детях преждевременной надежды на перевод в высший класс, надежды, которая не может не иметь влияния на успешность в занятиях во вторую половину учебного года. Вообще, поведение учеников в этом году было удовлетворительно. Из 635 учеников, состоявших к 1 января 1880 г., имели отметки отличного поведения - 531, хорошего - 96 и добропорядочного - 8. Тем не менее, в видах ограждения учащихся от вредного влияния преступной пропаганды, признано необходимым усилить меры надзора за до-машнею жизнью учащихся. Для этой цели, главным образом, признано необходимым постоянное посещение ученических квартир и внезапный осмотр их книг и имущест-ва". <...>"В заключение долгом считаю заявить, - пишет директор, - что, изучая домашнюю жизнь учеников в 1879 г., я не мог не убедиться окончательно, что домашняя среда учащихся не всегда удовлетворяет требованиям правильного воспитания. Из 8 учеников, уволенных по определению совета, или, вследствие его предложения, по просьбе родителей, только 1 ученик жил не у родителей. Замечательно же и то обстоятельство, что 6 учеников, виновных в чтении газет преступного содержания, жили так же у родителей, под их ближайшим и непосредственным надзором. При подробном расследовании дела оказалось, что родители всех означенных выше учеников позволяли детям отлучаться из дому без их ведома, читать что угодно и сколько угодно, без всякого разбора и контроля; выяснено также, что на глазах родителей ученики от 15-16 лет успели совершенно ознакомиться с литературою социально-политического направления и вообще приобресть сведения, которые вовсе не должны бы входить в круг ведения ученика гимназии. Помогали в этом случае немало частные местные библиотеки для чтения, которые, несмотря на воспрещение учащимся пользоваться книгами не из ученических библиотек, продолжали и в 1879 году, как и в прежние годы, снабжать учащихся секретно и при посредстве старших родственников изданиями, совершенно не подходящими возрасту и развитию учащихся. Такое ненормальное явление в деле воспитания молодых поколений может быть устранено только принятием со стороны гражданских властей самых строгих мер к воспрещению частным библиотекам выдавать ученикам какие бы то было книги или вообще принимать их в число своих подписчиков".

Ссылки:

  • ПЕРВАЯ КИЕВСКАЯ ГИМНАЗИЯ ПОСЛЕ РЕФОРМ 1871 ГОДА
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»