|
|||
|
Учащиеся первой киевской гимназии 1878 г
"Учащихся в гимназии, - говорится в отчете директора, - было в первой половине этого года 655, во второй - 617. Такое уменьшение шло, главным образом, от выпуска значительного числа учащихся - 38. На смену значительного по числу учеников 8-го класса первой половины гражданского 1878 года поступил во вторую половину гражданского же, а в первую - учебного 1878-79 года - новый 8-й класс, в количестве всего 23 учеников. В низших четырех классах признано необходимым, по возможности, ограничить прием в начале 1878-79 учебного года, так как комплект учеников, состоящих в гимназии, почти во всех помянутых классах превышал число 40 человек. Таким образом, гимназия в 1878 году, как и в прежние годы, не могла удовлетворить всех просьб желающих определить своих детей в число учащихся. Число обращавшихся с прошением о принятии в гимназию, с включением и прошений, возвращенных до внесения в списки, ввиду сомнительности приема, и взятых обратно родителями, для своевременного приискания вакансии в других заведениях, простиралось до 300. Из этих прошений удовлетворено всего 123. Значительную часть этого числа, а именно, около ⅔ ; принятых в гимназию, составляют поступившие в приготовительный класс; затем, в 1-й класс принято 15 человек в каждое отделение, во 2-й класс - по 4 чел. на отделение, в 3-й класс принято всего 3 чел. в оба отделения, в 4-й класс - один ученик. В 1878 г. выбыло, по случаю окончания курса, 38 учеников; выбыло до окончания курса - 116. Средним числом из каждого класса выбыло от 5-9 человек. Из всего числа выбывших только восьмая часть уволилась для поступления в военную или гражданскую службу; остальные ⅞ ; поступили в другие учебные заведения". К 1 января 1879 г. в гимназии состояло 617 учеников; из них: в приготовительном клас-се было 92, в 1-м - 96, во 2-м - 97, в 3-м - 90, в 4-м - 75, в 5-м - 55 (считая по два отделе-ния в каждом классе), в 6-м - 46, в 7-м - 43, в 8-м - 23 (считая по одному отделению); по сословиям они распределялись так: детей дворян и чиновников - 408, духовного звания - 62, городских сословий -103, сельских - 29, иностранцев -15; по вероисповеданиям: православных - 452, католиков - 109, лютеран - 25, евреев - 31. В пансионе состояло 92 ученика, которые по классам распределялись так: в приготовительном - 8, в 1-м - 13, во 2-м - 16, в 3-м - 19, в 4-м - 14, в 5-м - 8, в 6-м - 10, в 7-м - 4. Что касается сословного и вероисповедного состава пансионеров, то, за отсутствием данных в отчете, он неизвестен. Об успехах учеников директор в своем отчете пишет: "Прежде всего обращает внимание то обстоятельство, что в низших классах, по большей части, число переведенных по экзамену больше числа имевших удовлетворительные отметки в течение года; в высших классах замечается обратное явление. Это, главным образом, объясняется различною мерой требований для удовлетворительности отметок: в низших классах считается удовлетворительною отметкой "2½" или "2¾" , между тем, как в высших классах для полной удовлетворительности требуется "3" за все четыре четверти года. Такая строгость в отношении годичных отметок в высших классах служит причиною того, что в число учеников, не оказавших удовлетворительных успехов за все четыре четверти, попадают нередко и трудолюбивые и прилежные ученики, которые на экзамене и в конце года успевают доказать вполне удовлетворительные знания во всех предметах. Относительно низших классов, напротив, нередко приходится убеждаться, что имеющие в году только наполовину удовлетворительные отметки, на экзамене оказываются вполне слабыми и потому не удостаиваются перевода в высшие классы. Общее число переведенных по всем классам составляло более ¾ ; всего числа подвергавшихся экзамену; на такой значительный процент общего числа переведенных имело влияние число переведенных из приготовительного класса в 1-й, которых в отчетном году было 92%.<...> Испытания для получения аттестата зрелости учеников 8-го класса производились с особою строгостью, На всех почти экзаменах присутствовал помощник попечителя, а на некоторых - окружной инспектор и попечитель, а также профессора: Гогоцкий, Антонович и Шиллер. На Законе Божием присутствовал Его Преосвященство епископ Уманский , ректор Киевской духовной академии, Михаил. Из 38 учеников гимназии, подвергавшихся испытанию зрелости, выдержали таковое 37; из них 2 ученика получили отметки отличные и удостоены награды золотой медалью; 9 учеников получили в общем выводе более "4-х" и остальные от "3-х" до "4-х". Из посторонних лиц подвергались испытанию 3 человека, выдержал испытание только один. Самый большой процент получивших весьма удовлетворительные отметки по испытанию зрелости: по Закону Божию - 78%, по истории - 54%, по латинскому и греческому языку - 40%, по русскому языку - 37%. <...>В отчетном году уволено за безуспешность 12 учеников. Большая половина этой цифры приходится на 1-й и 2-й классы; в прочих классах удалено не более одного ученика в каждом классе. На основании п.34 устава, удалено из гимназии 22 ученика, из которых самое большее число получивших неудовлетворительные отметки было по математике - 20; затем следует латинский язык - 14, русский язык - 8, греческий язык - 7 учеников. Поведение учеников в отчетном году вообще было весьма удовлетворительное. Отличных учеников было 92% из общего числа учащихся, хороших - 7½% , добропорядочного поведения - ½ . Более тяжелого взыскания, т. е. увольнения из заведения с воспрещением поступления в другие заведения, не было ни одного случая. Уволено с правом поступления в другие учебные заведения - 3 человека. Подвергалось заключению в карцере от часу и более - 161 человек. Затем, остальные 654 случая взысканий состояли из выговора и оставления в классе на 1 час. Увольнение было назначено одному ученику - за похищение чужих вещей, другому - за безнравственные рисунки и показывание таковых ученикам и третьему - за явное неповиновение учителю". "Вообще, наблюдая жизнь вверенного мне заведения в истекшем году, - пишет в заключение директор Андрияшев, - я не мог не прийти к заключению, что домашняя жизнь учеников, и притом не только на частных квартирах, но даже в домах родителей и родственников, не всегда устроена удовлетворительно. И семейная, и квартирная среда, по большей части, не отличается тем вниманием к детям, без которого немыслимо правильное руководство молодого поколения. Мало того, нравственное влияние окружающей детей среды нередко так слабо, что дети отданы на произвол судьбы. Так, например, родители и квартиросодержатели положительно не принимают никаких мер, чтобы урегулировать почти общее влечение детей к посещению театра в ущерб учебного дела. А были случаи, что родители даже противодействовали мерам начальства в этом отношении, покупая им билеты в галерею [(театральный раек)], куда, вследствие производимых там молодежью беспорядков, вовсе воспрещается ходить ученикам гимназии. Для устранения, по возможности, недостатков домашнего надзора и усиления влияния гимназического начальства, классные наставники входили в беспрерывные сношения с родителями и лицами, на попечении которых находятся дети, и своими советами и наставлениями старались хотя отчасти парализовать вредное влияние домашней жизни на ход занятий учащихся. В особенности было обращено внимание на усиление учебных занятий, как на одно из самых могущественных средств нравственного воспитания. Обращаясь к внутренней жизни заведения, я считаю долгом указать на одно из существенных препятствий к преуспеянию учебно-воспитательного дела во вверенном мне заведении: это - полнейшая невозможность индивидуализировать учащихся, при том многолюдстве, которым обременена гимназия при двойном составе всех почти классов. Гимназическое начальство не имеет физической возможности в таком большом городе, как Киев, следить за домашнею жизнью каждого ученика и, по необходимости, многое должно предоставлять попечению домашних руководителей, хотя эти последние не всегда в состоянии удовлетворить такому важному значению. Что касается, собственно, классных занятий, то в этом отношении считаю не лишним обратить внимание на те затруднения, которые неизбежны в жизни заведения, имеющего двойной состав, и которые проистекают из последовавшего, с введением нового устава гимназий, распоряжения о назначении уроков по новым языкам в разные часы, чтобы дать возможность более способным и даровитым ученикам слушать оба новые языка. Приведение в исполнение этого распоряжения имело своим последствием, что ученики, слушающие один язык, остаются свободными во время уроков по тому языку, которому они не обучаются, что немало мешает ведению строгого порядка в заведении, а главное, немало затрудняет надзор за учениками в таком обширном здании, как помещение Киевской 1-ой гимназии".
<...>Самым важным вопросом этого[, 1879] года был вопрос о более планомерной организации внешкольного надзора. Вопрос этот, как и прочие элементы школы, имеет свою самостоятельную историю. В разное время он решался разно, и в 1879 году мы имеем только одну из стадий развития этого вопроса, но не создание его. Внутреннее состояние некоторой части русского общества в 70-е годы и течения, создавшие такое настроение этой части общества, не были причиной создания этого вопроса в 1879 году, как это может показаться на первый взгляд; они только создали остроту вопроса и наложили отпечаток на формулировку в решении этого, вообще весьма важного вопроса государственной школы в описываемом году. Одно время, еще при императоре Николае I , решение вопроса о внешкольном надзоре привело к превращению гимназий, в том числе и Киевской 1-ой гимназии, в закрытые учебные заведения, в пансионы и конвикты для дворян. Затем вопрос этот был разрешен в том направлении, что ученики гимназий могут жить, по желанию родителей или заступающих их место, и дома, но пребывание их дома сводилось к простому только пребыванию для обеда и ночлега, а все остальное время, даже и вечернее приготовление уроков, должно было проходить при гимназии, на общих ученических квартирах. Особенно многосторонним решениям подвергался этот вопрос в царствование императора Александра II . К 1869 году, как мы видели, вопрос этот ставился так, что гимназия рассматривалась только, как учебное заведение, а не воспитательное, воспитание же оставлялось на попечение родителей или их заместителей. Это привело к падению пансионов и к широкому развитию частных ученических квартир. <...>В 1879 году обстановка жизни учеников вне гимназии настолько осложнилась под влиянием общественных нравов и настроений, что назрела мысль, одновременно и в Министерстве народного просвещения, и на местах, о выработке не столько новых, сколько "одинаковых мер и объединенных правил поведения учеников вне гимназии и вне дома". С началом 1879 года участились случаи таких проступков со стороны учеников 1-ой гимназии, которые далеко выходили за пределы простого нарушения обыкновенных правил поведения для учеников. Так, например, 30 апреля педагогический совет слушал заявление директора об ученике Вердеревском, который "завел знакомство с посторонними молодыми людьми, преимущественно еврейского происхождения. Для того что-бы приравнять себя к обществу студентов, какой мотив был высказан самим учеником Вердеревским, он приходил в это общество не в гимназической форме. Такие сторонние развлечения во многом отразились и на неаккуратном посещении гимназии, ослаблении занятий и вообще отношении к гимназии что, между прочим, высказалось и в таком факте, как смех во время молитвы на уроке Закона Божьего". Педагогический совет, обсуждая заявление директора, постановил: "оставить Вердеревского в гимназии, но заставить переменить квартиру, поведение отметить "2", при сообщении, что малейшее уклонение его от правил для учеников гимназии поведет за собой его удаление из гимназии". В том же заседании директор предложил педагогическому совету обсудить общие меры усиления надзора за учениками . Определили принять следующие меры: "1) Строго следить за исполнением учениками правила о том сроке, долее которого они не могут быть вне своих квартир. По принятому советом постановлению, крайним сроком, долее которого ученики не могут быть вне своих квартир, принять для зимнего времени 8 часов вечера, а для летнего 9 часов. Посещение театров в будние дни запретить ученикам и решить воспретить катанье на лодках. 2) Собрать сведения о репетиторах и сообщить педагогическому совету. Принять за правило на будущее время - разрешать репетиторство только таким ученикам, которых найдет педагогический совет и достаточно подготовленными для репетиторства, и, вместе с тем, которым репетиторство не мешает собственным занятиям. На каждый случай выдавать билеты и просить родителей не брать иначе, как по билетам. 3) Относительно знакомства с домашними условиями учеников, классные наставники, по возможности, оказывают свое содействие, посещая, если окажется необходимым, квартиры учеников. 4) Обратиться к родителям, чтобы следили за детьми и, особенно, за их знакомствами, так как гимназия имеет факты ненормального для учеников знакомства и имеет менее чем родители средств проследить за знакомствами учеников". В годичном отчете за 1879 год директор сообщает следующее: "Во время одного из внезапных осмотров в мае месяце найдена у ученика 6-го класса Мельниченка книга об эмансипации женщин Милля, хотя и пропущенная цензурой, но по содержанию не соответствующая ни кругу занятий, ни развитию ученика. По этому случаю я считал нужным заметить ученику, чтобы он не развлекался чтением книг, не соответствующих его возрасту, и при этом спросил, не читал ли он еще других подобных книг? Тогда Мельниченко сознался, что он еще читал журнал преступного содержания: "Земля и Воля" . Вследствие этого, признано было необходимым произвести самое строгое расследование по этому предмету. Оказалось, что Мельниченку и еще четырем ученикам 6-го класса доставил журнал преступного содержания ученик 6-го класса Левин-Зиссель, передавший этот журнал при содействии ученика того же класса Антона Добровольского. Вследствие этого, Левин и Добровольский, по распоряжению Киевского, Подольского и Волынского генерал-губернатора, удалены из гимназии, а прочие ученики подвергнуты дисциплинарным взысканиям, с отметкою "3" в поведении и с отдачею их под строжайший надзор начальства гимназии. Установлены также самые строгие меры надзора и за учеником 7-го класса Романович-Славатинским, виновным в хранении у себя рукописи возмутительного содержания". 18 мая директор вынужден был обратиться к киевскому полициймейстеру со следующим предложением: "До сведения моего дошло, что некоторые из приходящих учеников 1-ой гимназии, живущие у родителей или у близких лиц, отправляются на Днепр и плавают на лодках, иногда без гребцов, а другие часто купаются на берегу со стороны Киева, или же, переехав на левый берег, купаются там под открытым небом. Сделав вместе с сим строжайшее запрещение всем вообще ученикам вверенной мне гимназии совершать подобные прогулки, а также и купание в каком бы ни было месте вне купален, я имею честь покорнейше просить Ваше Превосходительство сделать распоряжение полицейским чинам, назначенным для надзора на берегу Днепра, строго наблюдать, чтобы ученики гимназии ни в каком случае не были допускаемы ни к прогулкам по Днепру, ни к купанию вне купален". В то же самое время попечитель округа прислал директору приглашение за *5716, следующего содержания: "Считая необходимым установить одинаковые меры надзора за учениками средних учебных заведений в г. Киеве, честь имею покорнейше просить Вас пожаловать по этому поводу в заседание, имеющее быть сего 22 июня в инспекторской комнате 1-ой гимназии в 6 часов вечера". В этом заседании была выработана следующая форма именного билета для каждого ученика гимназии: БИЛЕТ Предъявитель сего ученик : класса Киевской 1-ой гимназии Киев 18... г. ...дня. Директор....... [Тогда же был выработан и такой документ.] "Правила для учеников средних учебных заведений г. Киева вне стен заведений и вне дома:
1) Воспрещается ученикам посещать увеселительные заведения, как то: Шато-де-Флер, Тиволи, Минеральные воды, гулянья в Байковой роще и за Днепром и увесели-тельные сады. Дозволяется бывать в Ботаническом саду. 2) В театрах дозволяется бывать, с особого каждый раз разрешения училищного начальства, но не иначе, как по билетам, выдаваемым сим последним, и притом отнюдь не в райке, или в галерее. 3) Воспрещается посещать публичные балы, маскарады, клубы, танцовальные вече-ра, трактиры и сады при них, кофейни, кондитерские, биллиардные и другие подобные публичные заведения; строго воспрещается бывать в тайных собраниях или кружках. 4) Воспрещается катанье в лодках по Днепру и гулянье за городом иначе, как с родителями или заступающими их место. 5) Воспрещается ходить по улицам и быть вне дома позже 9 часов вечера, исключая случаев экстренной надобности, или же с родителями и заступающими их место. 6) Каждый ученик обязан постоянно иметь при себе этот билет и предъявлять его по первому требованию полиции или лица, снабженного от начальства известным для того видом; в случае неисполнения учеником этого требования или явного неповиновения, лицо, коему поручен надзор, имеет право обратиться за содействием к полиции, для доставления виновного в то учебное заведение, к которому он принадлежит. 7) Ученики должны вне дома в точности исполнять установленную форму одежды, не исключая ранца для ношения книг и учебных принадлежностей, и быть застегнутыми на все пуговицы. Ношение партикулярного платья строго воспрещается. 8) При встречах с начальством, а также с преподавателями и помощниками классных наставников, ученики должны приветствовать их вежливым поклоном, снимая кепи или фуражки. 9) Воспрещается пользоваться книгами для чтения из публичных библиотек. Всякая недозволенная книга, попавшая в руки ученика, должна быть предъявлена им начальству. 10) Никто из учеников не имеет права заниматься репетиторством, без особого на то разрешения от начальства". Эти же правила, напечатанные на специальных бланках, были разосланы всем, у кого были на попечении ученики, для сведения. "Для более точного и бдительного наблюдения за исполнением учениками правил поведения вне дома и вне стен заведений, - предписывал вслед за тем попечитель 25 августа за *8316, - необходим строгий надзор со стороны средних учебных заведений за увеселительными заведениями в Киеве. Но так как этих мест много, а средства надзора, которыми располагают средние учебные заведения, весьма ограничены, то я нахожу нужным распределить наблюдение за этими местами так, чтобы каждое учебное заведение имело преимущественный надзор за тем или другим местом, и считаю более или менее удобным распределить надзор следующим образом: Третьей гимназии поручается наблюдение за гуляньями за Днепром и вообще за берегом Днепра. Второй гимназии - Шато-де-Флер, Минеральные воды и Крещатик. Первой гимназии - гулянья в Байковой роще. Коллегии Павла Галагана - театр на Фундуклеевской улице, Бергонье. Прогимназии - Ботанический сад. Реальному училищу - театр на Владимирской улице, Сетова". Лицам, которым поручалось наблюдение в городе, были выдаваемы особые билеты от полициймейстера, через канцелярию попечителя округа. Для сведения и руководства педагогическому совету и классным наставникам, попечителем округа, вслед за изданием правил для учеников и именных билетов, было предложено, 11 июля за *6452, следующее распоряжение: "В настоящее время, когда случаи вовлечения учеников средних учебных заведений, особенно г. Киева, в преступные общества сделались довольно частыми, необходимо усилить наблюдение за учениками во всех отношениях, и педагогические советы обязаны принять все меры для охранения детей от злоумышленных посягательств на них. Обращая внимание на это начальников вышеупомянутых заведений и педагогических в них советов, я считаю нужным предложить к исполнению следующие меры: 1) В видах развития и укрепления в учениках чувства религиозного, как начальством заведения, так и законоучителями, должны быть усилены меры надзора за посещением учениками в воскресные и праздничные дни общественного богослужения. 2) Ученики снабжаются одинакового для всех образца билетами, удостоверяющими их личность; помощники же классных наставников и другие лица, коим будет поручен надзор за учениками вне заведения, - особыми для сего установленными видами. 3) Надзор за учениками всех средних учебных заведений, вне классного времени, поручается, главным образом, помощникам классных наставников, так чтобы в каждом из увеселительных мест и заведений, а равно и в театрах (для каковой цели помощники классных наставников пользуются правом бесплатного входа), присутствовало ежедневно по одному лицу, причем исполнение этого поручения может продолжаться по-недельно. 4) Квартиры учеников, живущих не у родителей или родственников и не у лиц педагогического сословия, должны быть посещаемы помощниками классных наставников, а также, по временам, и самыми классными наставниками. 5) От надзора классных наставников, вне классного времени, не должны быть освобождаемы и те ученики, которые, хотя и живут при родителях или родственниках, но возбуждают сомнение в их нравственной благонадежности; на таких учеников класс-ные наставники должны обращать особенное внимание и принимать все зависящие от них меры к направлению их на прямой путь. 6) Классные наставники должны сколь можно чаще просматривать книги учеников, как в классе, так и на квартирах, а также, время от времени, по окончании классных занятий, тщательно проверять - находится ли в исправности форма и не допускаются ли в этом отношении какие-либо отступления, например, замена кепи - фуражкой и тому подобное. 7) Ученические библиотеки должны быть пополнены интересными для юношества сочинениями, не исключая и романов, преимущественно исторического содержания, известнейших писателей. 8) Поставить родителей в известность о правилах для учеников и предварить их, чтобы они, с своей стороны, приняли меры к надзору за детьми, особенно за их знакомствами и чтением, и внушали бы им, в видах предохранения от гибельных последствий, уважение к существующему порядку. Независимо от сих мер, предоставляется педагогическим советам обсудить, не считают ли они нужным сделать какие-либо по сему поводу добавления, и если таковые последуют, покорно прошу своевременно донести о них мне. Вместе с тем, хорошо понимая, что эти меры могут принесть надлежащую пользу и послужить к благу воспитывающемуся у нас юношеству только в таком случае, когда начальство и члены педагогического совета отнесутся к ним искренно, с полным желанием блага детям, я позволяю себе обратиться к классным наставникам с особенной просьбой употребить все свои усилия, чтобы предохранить детей от гибели и направить их на прямой путь истины и добра". Вслед за сим, 14 июля за *6617, попечителем округа, для внимания преподавателей, было прислано предложение следующего содержания: "В циркулярном предложении Министра народного просвещения попечителям учебных округов от 24 мая 1875 г. за *552, напечатанном в циркуляре по управлению Киевским учебным округом 1875 г. *6 (стр. 144), Его Сиятельство обращал внимание на опасность, какой подвергается учащееся юношество со стороны пропагандистов, старающихся действовать на неопытные умы учащейся молодежи, завлекая их в свои сети и делая орудием преступной своей деятельности. Такое пагубное влияние злонамеренных лиц на недоучившееся юношество продолжается и даже усиливается в настоящее время.
Гнусные злодеи, эти убийцы из-за угла - во столько же действительные злодеи юного поколения и всего русского просвещения: они набрасываются с своими безумными, неосуществимыми и презренными теориями преимущественно на юношество, так как люди сколько-нибудь опытные и основательные отворачиваются от них с омерзением; накладывая же тень на образование, из коего добыли и искаженные понятия, они заставляют искать в науке корень и причину совершаемых ими зол и бедствий, в коих, само собою вовсе неповинна истинная образованность, а этим самым могут возбудить сомнение в пользе научных знаний и приостановить естественно поступательный ход народного просвещения. Имея в виду, что только нравственный авторитет уважаемых наставников и самый бдительный и постоянный надзор со стороны начальников учебных заведений за вверенными их попечению юношами, в особенности, в отношении к развитию и поддержанию в них религиозно-нравственного направления, могут оградить молодое поколение от тлетворной заразы вредных учений анархистов, Его Сиятельство, в предложении от 14 мая за *5264, обращает особое внимание на необходимость назначения на должности учителей наставников лиц с особой осторожностью, так как, к крайнему сожалению, дети и юноши, вместо того, чтобы встретить в семье отпор вредным увлечениям, иногда находят поддержку пагубным теориям, и наставникам приходится в этом случае заступать место родителей и опекунов и укреплять в порученных их наблюдению питомцах чувства преданности престолу и уважения к религии. Конечно, не детям низших классов средних учебных заведений следует толковать о бессмысленных социалистических учениях, но ученикам старших классов гимназий и реальных училищ нужно объяснять всю их нелепость; они настолько зрелы умственно и нравственно, что, Его Сиятельство уверен, легко поймут всю их преступную несостоятельность и, конечно, никто из них не захочет послужить орудием людей, губящих систематически и безжалостно хладнокровно юные, лучшие наши силы и светлую будущность России, немыслимую и невозможную без широкого распространения истинного образования, основанного на твердых началах науки, истинах веры, правилах нравственности и сознательной преданности своему Государю и своей родне". Ссылки:
|