Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Состояние Первой киевской гимназии во второе пятилетие семидесятых годов

Второе пятилетие 70-х годов - это время существования 1-й гимназии в том ее составе, в каком она сохранилась и до нашего времени.

"1876-й гражданский год, - говорится в отчетной записке за этот год, - состоит из двух резко различающихся полугодий: первое - принадлежит 1875-76 учебному году, которое заключает собою период постепенного преобразования Киевской 1-й гимназии по уставу 1871 года; второе - служит началом существования гимназии в преобразованном, на основании устава, виде полного классического заведения. 1-я гимназия состояла в этом году из двух параллельных отделений приготовительного класса и восьми гимназических классов, из которых пять разделялись на параллельные отделения; всех классов, таким образом, было 15".

Школьное законодательство в духе и направлении устава 1871 года продолжалось и в этот период времени; оно направлено было, главным образом, на те детали и подробности, которые не могли быть приняты во внимание при введении основных реформ, в первое пятилетие 70-х годов, далее - на некоторые изменения в учебных планах, вызванные жизненным опытом применения учебных планов нового устава и, между прочим, преобразованием 7-го класса из двухгодичного в два одногодичные, совершенно самостоятельные классы - 7-й и 8-й, и, наконец, - на те мероприятия, которые подсказывались требованием времени и общим государственным законодательством. Вообще же говоря, школьное законодательство этого периода имело в виду более внешнюю, чисто деловую, административную сторону школьного строя, чем внутреннюю, учено-учебную, теоретическую деятельность гимназической жизни.

Главным образом, много внимания уделено в этот период на дальнейшее развитие института наставников и на внешкольный и квартирный надзор.

Отличительной особенностью русской жизни этого времени являлось, между прочим, необыкновенно большое увлечение всякого рода социалистическими теориями и пропаганда этих учений особенно среди учащейся молодежи.

"С половины 1873 года по 1 января 1877 года, - говорит проф. Рождественский, - из общего числа лиц, прикосновенных к противогосударственной пропаганде, воспитанники высших и средних учебных заведений составляли 50%" . Существование этого явления в русской жизни в описываемое время оказало решительное влияние на школьное законодательство этого времени. Как накануне, и в первое пятилетие 70-х годов, реформа средней школы совершилась под сильным влиянием университетов и поставила в тесную связь с университетом среднюю школу, так во второе пятилетие продолжение реформы средней школы шло в невольной связи с развитием пропаганды в обществе разных противных государственному строю учений.

От спокойного и последовательного созидания учебно-воспитательной обстановки школьное законодательство невольно отвлекалось в сторону противодействия проникновению в школьную среду этого рода учений и теорий. Благодаря такой неблагоприятной обстановке, создавшейся в то именно время, когда происходила реформа, или, вернее сказать, когда происходило создание современной русской средней школы, многие элементы и учебно-воспитательные средства этой школы не могли получить своего надлежащего развития к нашему времени, несмотря на напряженную работу и в министерстве, и на местах. После учебных планов и программ, это особенно отразилось на развитии такого важного элемента в средней школе, как институт классных наставников. В министерстве по-прежнему еще держалась прежняя точка зрения на задачи и цели института классных наставников, как на надзор за правильным ведением учебного дела в классах, как на руководительство классными и домашними учебными занятиями учеников, отчасти и как на контроль преподавательской деятельности учителей.

Но вышеупомянутые явления общественной жизни, развивавшиеся постепенно вне стен школы и энергично прорывавшиеся и в школьную жизнь, создавали на местах иные задачи для классного наставничества и вызывали другие потребности в школе. В результате создавалось раздвоенное отношение к задачам института классных наставников и к непосредственной деятельности самих лиц, несущих эти обязанности, в министерстве и на местах.

"Но отдавая полную справедливость усердию многих классных наставников, - говорит в своем отчете за 1876 год директор Андрияшев , - я не могу не заметить, что институт классных наставников еще далеко не достигает надлежащего развития. Причина этого - неопределенность официального положения классного наставника, а еще более - неопределенность круга его обязанностей". Ко всему этому присоединялось еще и то обстоятельство, что министерство не располагало такими денежными средствами, чтобы можно было оплачивать труд классного наставника в такой мере, чтобы сделать его существование, а равно и деятельность в школе - независимой от заработной поурочной платы, как то достигнуто, например, в отношении директорской и инспекторской должностей. Такую именно сторону жизни средней школы в описываемое время обрисовывает нам циркулярное распоряжение попечителя [Киевского учебного] округа, присланное директору 1-й гимназии 17 июня 1876 г. за *6134, следующего содержания:

"В журнале Высочайше учрежденной комиссии для рассмотрения всеподданнейшего отчета по Министерству народного просвещения за 1874 год, между прочим, изложено: "Не взирая на похвальный отзыв попечителей учебных округов о деятельности классных наставников вообще, отчет относится к этому учреждению, ввиду важности предмета, с большой строгостью, объясняя, что преподаватели наши еще мало освоились с новым своим призванием к воспитательной деятельности, и указывает при сем, что, несмотря на увеличение в отчетном году числа гимназий и прогимназий, общее число классных наставников из преподавателей уменьшилось с 675 до 660, так что пришлось вверить, в большем размере против прежнего, по два класса одному и тому же классному наставнику. Слабее институт наставников прививается в столицах и больших городах, где учителя более отвлекаются частными уроками. Комиссия находит такое замечание министра народного просвещения существенно важным, указывающим на то направление, к которому нужно стремиться в интересах развития безусловно полезного учреждения классных наставников. Хотя несомненно, что преподаватель, занимающий в своем классе наибольшее число уроков, имеет более дела со своими учениками и может оказывать на них наиболее нравственное влияние, но, с другой стороны, нельзя отвергать, что чем более преподаватель занят уроками, тем он более может быть затруднен в исполнении обязанности классного наставника и тем менее может деятельно следить за общим ходом учения в своем классе.

Комиссия, согласно с заявленным Его Сиятельством лично в заседании оной мнением, полагает, что главнейшая задача классных наставников должна состоять в том, чтобы неослабно следить, в какой мере задачи и уроки соображаются с силами учеников, наблюдать, чтобы требования от учеников по одному предмету не были в ущерб другого предмета и чтобы вообще ученики не были излишне обременены уроками. К этому должны быть направляемы все силы и педагогических советов гимназий, и классных наставников. При этом только условии классные наставники будут исполнять в действительности свое призвание и приносить ожидаемую от них пользу.

Посему и имея в виду вышеозначенное Его Сиятельства заявление, комиссия полагала существенно необходимым, чтобы министр народного просвещения указало попечителям учебных округов самые действительные меры к устранению тех неблагоприятных обстоятельств, которые препятствуют учреждению классных наставников действовать со всем ожидаемым от оного успехом, а в будущих всеподданнейших отчетах по министерству желательно видеть подробные сведения о том, в какой мере классные наставники исполняют одну из главнейших своих обязанностей - следить за общею экономией и успехами преподавания в сих классах по всем предметам".

По поводу сего замечания комиссии последовала собственноручная Его Императорского Величества отметка: "Принять к руководству".

Далее, в том же журнале выражено, что отчет с особенною похвалой отзывается о деятельности классных наставников в реальных училищах, указывает на удачное распоряжение по Одесскому округу о выдаче ученикам реальных училищ особых книжек, в которые классные наставники вписывают отметки, полученные учениками в течение недели, их поведение и все сведения, необходимые для родителей относительно успехов и поведения их детей.

Ссылки:

  • ПЕРВАЯ КИЕВСКАЯ ГИМНАЗИЯ ПОСЛЕ РЕФОРМ 1871 ГОДА
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»